Общество
Саратовский театр кукол «Теремок» сыграл в Архангельске «Бременских музыкантов» под снегом
1/18

Саратовский театр кукол «Теремок» сыграл в Архангельске «Бременских музыкантов» под снегом

13.10.2018 13:59Мария АТРОЩЕНКО
Только-только справив новоселье, Архангельский театр кукол начал принимать гостей. В столицу Севера на гастроли приехали кукольники из тёплого Саратова.

В свой 82-й творческий сезон Саратовский театр кукол «Теремок» привёз в Архангельск «Бременских музыкантов», «Алёнушку и солдата» и «38 попугаев» в рамках всероссийского проекта «Большие гастроли», география которого простирается по всей России — от Калиниграда до Камчатки, от Дербента и до Чукотки.

Как «Региону 29» рассказал главный режиссёр «Теремка», заслуженный деятель искусств России Геннадий Шугуров, знакомство с Архангельским театром кукол начиналось давно и постепенно.

— Мы встречались на фестивалях и видели спектакли вашего театра, которые нам всегда очень нравились, — рассказал Геннадий Шугуров. — И хотя в период реконструкции архангельский театр не выезжал на фестивали, мы всё равно встречались на конференциях с главным режиссёром и директором. Мы впервые в вашем городе, и нам всё очень интересно. Очень рады за коллег, что у них прошла такая масштабная реконструкция. У нас в 2020 году тоже грядёт реконструкция, но не такая богатая.

Геннадий Шугуров.Геннадий Шугуров.

Всего в архангельской афише выступлений «Теремка» — десять показов. Свой спектакль «Бременские музыканты», участник Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска» в рамках программы «Детский Weekend», кукольники сыграли четыре раза. Приключения любимых героев, самобытно пересказанные Геннадием Шугуровым, не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых. Все показы прошли с аншлагами.

Актёры работают в «открытом плане».Актёры работают в «открытом плане».

В этом спектакле, как и в двух других гастрольных, актёры работают в «открытом плане». Они не только не прячутся за ширмами, но и, не таясь, жестикулируют и мяукают, гавкают и кукарекают за своих персонажей. По сути, на сцене — не куклы в руках у артистов, а артисты с куклами в руках.

— У нас есть и спектакли на ширме, и спектакли с марионетками, — всякие, всякие, — отметил Геннадий Шугуров. — В постановках с открытым приёмом артист эмоционально и смыслово дополняет куклу, а кукла дополняет его. Мы хотели образно показать, как среди серой жизни в каждом актёре, когда он на сцене, возникают краски.

Начало спектакля захватывает дух. Воет вьюга, метёт метель, — снег не отличишь от настоящего! — а толпа замёрзших бродяг с чемоданами в обнимку мёрзнет на обочине автострады. Машины проносятся мимо, и только луна, которую сценограф спектакля — заслуженный художник России Александр Ечеин — спустил с неба, как лампу, по-чеховски зажигает свой фонарь, освещая странствующим артистам путь. 

— Дело не в зиме, дело в ощущениях, — пояснил Геннадий Шугуров. — Снег — это тоже образ, который позволяет подчеркнуть, как этим музыкантам холодно, трудно, пусто. И спасает в этой жизни только лицедейство.

Шум безразличной трассы замолкает, и звучит трогательная флейта — та самая, из мульфильма. Сказка начинается.

Шут отнюдь не дурак, наоборот, мудрее всех на свете.Шут отнюдь не дурак, наоборот, мудрее всех на свете.

Ведёт эту сказку герой, которого мало кто ожидает увидеть — шут, да не простой: королевский шут, король шуток. Он шут, но отнюдь не дурак, наоборот, мудрее всех на свете. В этой истории любви трубадура и прекрасной принцессы именно он, словно купидон, помогает двум сердцам соединиться. Ему принцесса, как Джульетта кормилице, поверяет свои сны. Он, как брат Лоренцо, помогает потерявшему надежду трубадуру бороться за сердце возлюбленной. И когда герои навсегда покидают королевство, бедный старый шут остаётся совсем один.

— Это, знаете, такой мотив Фирса из «Вишнёвого сада», — пояснил Геннадий Шугуров, — когда все уехали, а он остался один. Забыли. Ну, такова жизнь: он был принцессе почти как отец родной, воспитал, а потом — всё. Так родители и педагоги отпускают детей. Это всегда немного грустно.

В этой истории любви трубадура и прекрасной принцессы именно шут, словно купидон, помогает двум сердцам соединиться.В этой истории любви трубадура и прекрасной принцессы именно шут, словно купидон, помогает двум сердцам соединиться.

Интересно, что всех главных персонажей играют по две планшетные куклы — среднего размера и совсем крохотного. Используя кукол разных размеров, режиссёр Геннадий Шугуров, как будто в кино, то отводит, то приближает камеру, меняя масштаб картинки.

У главных персонажей есть свои крохотные копии.У главных персонажей есть свои крохотные копии.

В финале сказки звучит голос народного артиста России Олега Анофриева, который почти полвека назад озвучил и спел песни практически за всех героев мультфильма. Слова про глупых королей, прекрасных принцесс, страшных лесных разбойников и весёлых трубадуров он записал специально для театра в 2016 году, за два года до своей смерти.

Между тем, гастроли продолжаются. 13 октября юных архангелогородцев и их родителей ждут три показа «Алёнушки и солдата», а 14-го — три раза по «38 попугаев».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.