В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Николай Подшивалов — о ситуации на дорогах Архангельской области

Николай Подшивалов — о ситуации на дорогах Архангельской области

27.09.2018 15:20
В эфире передачи «Открытый регион» — заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Архангельской области Николай Подшивалов.

— За восемь месяцев этого года на дорогах области погибли 73 и ранены 1236 человек.

— Произошло 936 ДТП. И, как мы видим это на 6 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Погибших стало меньше, но серьёзно возросло количество раненых.

— Почему люди продолжают гибнуть на дорогах, каковы главные причины аварий?

— Обо всем этом прямо сейчас в прямом эфире программы «Открытый регион». Добрый вечер.

— Здравствуйте. С вами — Надежда Заборская и Алексей Шемякин.

— Ещё раз скажу, мы работаем в прямом эфире, присоединяйтесь к нашему разговору, задавайте свои вопросы, номер телефона в студии 639 717, код Архангельска 8182.

— А мы пригласили на разговор заместителя начальника отдела пропаганды ГИБДД Архангельской области Николая Подшивалова.

— Николай Владимирович, добрый вечер.

— Насколько сложная сегодня ситуация на дорогах региона? Почему кривая ДТП ползёт в этом году вверху?

— Добрый вечер, уважаемые телезрители. Ситуация на дорогах в этом году достаточно сложная. В самом начале года был всплеск аварийности. В органах внутренних дел ситуация была проанализирована и, конечно же, в последующем предприняты меры для стабилизации обстановки в данной сфере. Если говорить на сегодняшний день, то, в целом, ситуация начала выравниваться. По итогам 18 месяцев у нас зарегистрировано увеличение на 6 процентов общего количества происшествий и на 9 процентов возросло количество травмированных в них людей. При этом число погибших всё же удалось сократить на два человека. Отмечу, что федеральной целевой программой повышения безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах перед нами поставлена задача — снижение всех показателей по сравнению с 2012 годом.

— Каковы основные виды ДТП на дорогах области и наиболее частые причины их возникновения?

— Если смотреть на происшествия по видам, то наиболее частые — это столкновения транспортных средств. Их порядка 40 процентов от общего количества происшествий. На втором месте — наезд транспортного средства на пешехода. Причины, конечно, очень разные, но основная из них — это несоблюдение правил дорожного движения. Также довольно распространённые нарушения — это выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, а так же несоответствие скорости движения конкретным условиям. В свою очередь, по вине пешеходов произошло порядка 9 процентов дорожно-транспортных происшествий. Основные нарушения у пешеходов — переход в неположенном месте и нахождение на проезжей части без цели ее перехода.

— Это больше взрослые или подростки, может дети?

— Это общая цифра. Наибольшей тяжестью характеризуются ДТП, связанные с выездом на встречную полосу движения. С начала года в регионе произошло 89 таких происшествий. В них погибло порядка 40 процентов от числа всех погибших.

— Николай Владимирович, Вы говорите про человеческий фактор. А каково на сегодня состояние дорог и тротуаров по оценке сотрудников ГИБДД?

— Конечно же, все мы видим положительные изменения в состоянии дорог. Но, в первую очередь, когда мы говорим о состоянии дорог и повышении их качества, то имеем в виду дорожное покрытие. При этом такие важные элементы, как обочины, необходимые ограждения, дорожная разметка, знаки не учитываются, а поэтому отстают в улучшениях. Но и сам вопрос улучшения качества проезжей части остается открытым. Во многих районах даже не проведен, так называемый, ямочный ремонт в этом году.

— А если ещё возвращаться к такой причине ДТП, как выезд на встречную полосу, вы разбирались, что способствует такому нарушению? Может, засыпает водитель, неисправность автомобиля?

— Ещё раз вернусь к цифрам. Порядка всего лишь 10 процентов происшествий связаны с выездом на встречную, но их тяжесть огромна. Здесь, конечно, много факторов. Есть те, которые Вы упомянули. Иногда люди пренебрегают правилами дорожного движения и таким образом объезжают пробки. Каждый случай индивидуален, но результат чаще всего трагичен. 

Дорожная разметка — один из главных гарантов безопасности дорожного движения

Но как быть водителю, если она противоречит правилам дорожного движения и может спровоцировать аварию? Виталий Барашков прокатился по Архангельску и нашёл сразу несколько таких прецедентов.

Площадь Дружбы народов в Архангельске. По правилам ПДД, выезд с перекрестка, на котором организовано круговое движение, возможно только с крайней правой полосы строго в крайнюю правую полосу. Но, по факту, дорожная разметка позволяет повернуть из средней полосы в левую.

Председатель Ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области Алексей Нестеренко рассказал:

«Эта разметка говорит нам о возможных вариантах движения по перекрестку, то есть она не предписывающая. Тем не менее, посмотрите, нарушение. Сейчас была ситуация едва ли не аварийная».

В подобной ситуации — водитель как между двух огней. По правилам так ездить нельзя, но раз «нарисовали» — то, значит, можно. Естественно, случись ДТП — дорожная разметка действия нарушителя не оправдает.

Алексей Нестеренко добавил:

«Есть более серьёзные нюансы. Допустим, две полосы сходятся в одну, а знаков особых предписаний, регламентирующих, кто кому должен уступить нет, соответственно, происходит аварийная ситуация. По ПДД тот, кто справа — имеет преимущество. Не всегда есть нюансы. Эти тонкости знают единицы».

Именно такая проблема на выезде с проспекта Сибиряковцев на Окружное шоссе. Формально, машины из правой полосы должны пропустить автомобили с левой. Но и тут ситуация неоднозначная.

Алексей Нестеренко отметил:

«Даже если произойдёт ДТП, сотрудник ГИБДД скорее не будет брать на себя ответственность. Это пойдёт в суд, и будут в суде долго и упорно разбираться, кто прав, кто виноват. Один по факту сделал всё правильно, занял крайнее левое положение, из крайнего левого положения поворачивает налево. Но полоса одна, в одну полосу два потока. Я считаю, на сегодняшний день поворот налево из правой полосы нужно запретить».

У появления неправильной либо двусмысленной разметки несколько причин. Это могут быть и дорожники, которые особо не вдаются, что куда наносить, им главное быстрее закончить работу. Вторая причина — регламентирующие документы, которые не успевают за изменениями в ПДД.

— Николай Владимирович, много ли таких у нас мест в городе? И как Вы можете это прокомментировать — почему появляются двоякие правила?

— Посмотрев сюжет, могу сказать про выезд в сторону Окружного. Ситуация такая, что из двух полос разрешен левый поворот, при этом поворачивающие водители вплоть до следующего перекрестка поворачивают в две полосы. После чего те, кто двигались по левой полосе, могут свернуть на нижнюю Талажскую дорогу, а те, кто ехали по правой полосе — продолжить прямо движение на путепровод. Здесь сложная ситуация в плане движения, но нарушений на сегодня здесь нет. Что же касается площади дружбы народов, то тут, конечно, разметка не совсем соответствует правилам. Подобные рекомендации уже давались госавтоинспекцией в адрес собственника дороги.

— Николай Владимирович, простите, мы продолжим эту тему. У нас сейчас есть звонок в студию. Здравствуйте, Вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.

— Здравствуйте, меня зовут Валентина. Я люблю гулять в Архангельске вечерами. Скажите, нужно ли мне носить на одежде светоотражатели?

— Нет обязанности у пешеходов в населённых пунктах использовать светоотражатели. Но, с учетом недостаточной освещенности и того, что светоотражатели повышают в несколько раз видимость пешехода, то госавтоинспекция настоятельно рекомендует всем использовать эти простые и недорогие предметы для того, чтобы обеспечить себе бОльшую безопасность.

— Ещё одна тема, которую очень хочется затронуть. Как развивается обстановка с аварийностью по вине водителей в нетрезвом состоянии?

— Действительно, не могу не отметить, что большое влияние на состояние безопасности в регионе продолжает оказывать фактор нетрезвого состояния водителя за рулем, а так же факт того, что водитель не имеет право управлять автомобилем. Общая доля происшествий, совершенных водителями в алкогольном опьянении, если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, у нас снизилась с 15 до 13 процентов. Тем не менее, доля ДТП с нетрезвыми водителями по Архангельской области существенно превышает средние показатели, как по РФ, так и по Северо-западному федеральном округу.

— А ужесточают ли наказания за вождение в нетрезвом виде? Как-то это влияет? Уменьшается количество таких водителей?

— На самом деле, для исключения из дорожного движения социально опасных водителей нами проводятся специальные профилактические мероприятия. В этом году органами внутренних дел проведено уже более 70 подобных мероприятий, как регионального, так и городского уровня. Задержано более 3300 лиц, управлявших в нетрезвом состоянии. Это помогает сократить общее количество происшествий по их вине. Но все же каждое 9 происшествие совершено пьяным водителем.

— Сейчас смотрю за вчерашний день, за 19 сентября. Там написано, что за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии задержано восемь водителей. И это только за одни сутки!

— В среднем за неделю эта цифра достигает 100. С учетом даже тех лиц, которые позволили себе, будучи лишенными права управления, вновь сесть в пьяном виде за руль. Есть граждане, которые уже 4-5 раз привлечены к уголовной ответственности за данное нарушение.

—  Ещё одна причина, на которой хочется остановиться, это освещённость.

— Да, сейчас наступает осень, а потом зима. Не все дороги хорошо освещены. Наверное, это как-то влияет на количество ДТП.

— На сегодня проблема обеспечения необходимого уровня освещения улиц и дорог в регионе имеет место практически во всех городах и муниципальных образованиях. Значительное число улиц либо совсем не освещено, либо уровень освещения не дотягивает до установленных норм. В некоторых районах городов включают свет только в определенные часы, а не с началом вечерних сумерек и до утра. Муниципалитеты объясняют это экономией бюджета.

— А Вы как-то взаимодействуете с муниципалитетами? Наверное, выписываете предписания. И что делать, если они их не исполняют?

— В рамках надзорных мер выдаются предписания на приведение, в то числе, и уровня освещенности, в нормативное состояние. Соответственно, осуществляется дальнейший надзор. В случае не исполнения предписаний составляются протоколы. Если же и этого недостаточно, то дальше уже обращаемся в прокуратуру и уже действуем через суд.

— Вы уже говорили о мерах, которые предпринимаются в качестве профилактики. У нас есть сюжет на эту тему.

— Сотрудники ГИБДД проводят немало акций, в конечном итоге, все они для того, чтобы предупредить количество ДТП на дороге, тем самым уберечь жизни. Напомним некоторые из них.

Пять тысяч рублей — на такой штраф могут влететь водители, неправильно припарковав машину

Сотрудники ГИБДД регулярно проводят рейды, чтобы лично познакомиться со нарушителям, коих, как правило, оказывается немало. К примеру, у главпочтамта на Воскресенской — остановка и стоянка запрещены. Однако, бесстрашных архангельских водителей двумя сплошными полосами не испугаешь.

«Мы все живем нормально, машин много, а места нет, вот и все, и никто не думает, как улучшить, только думают, как оштрафовать, и вся проблема».

Пока сотрудники ГИБДД на посту — нарушителей нет, как только инспекторы уехали, водители, для которых ПДД не закон, появились вновь. И так каждый раз. Только за прошлый и начало этого года в Архангельске выписано более 5 тысяч постановлений о нарушении правил парковки. Такая же ситуация и в Соломбале — на площади Терехина, на улице Беломорской Флотилии, список можно продолжать.

«Здесь не стоянка, что мест не хватает? — я говорю — не хватает мест. Я только ключи отдал в ремонт и всё, полторы тысячи.

— Вы согласны?

А что делать-то?»

Ещё одна акция, которую сотрудники ГИБДД проводят регулярно — «Трезвый водитель». Пьяный рулевой — одна из основных причин аварий на дороге. Зачастую они заканчиваются гибелью или серьезными травмами людей.

Вызывают вопросы у сотрудников ГИБДД оборудование и содержание пешеходных переходов в районе учебных заведений.

Государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД Александр Фефилов:

«Эти пешеходные переходы должны быть оборудованы искусственной неровностью в обязательном порядке, светофорами специальными Т7, а также ограждениями на протяжении не менее 50 метров от пешеходного перехода в каждую сторону. Знаки „дети“ должны применяться на специальных щитах, желто-зеленым покрытием».

В Архангельске почти половина пешеходных переходов оборудованы не по правилам. И муниципалитеты не торопятся исправлять ошибки. За последние четыре года в Архангельске до ума довели только два нерегулируемых пешеходника. А только за первые шесть месяцев этого года на дорогах области пять школьников погибли, ещё 123 получили травмы.

— У нас на связи телезритель. Здравствуйте, Вы в эфире. Представьтесь, пожалуйста.

— Здравствуйте. Меня зовут Евгений. Какую роль играет ГИБДД в безопасности на дорогах, когда ямы не ремонтируются месяцами? Например, Галушина-Московский.

— Госавтоинспекция осуществляет надзорную деятельность. Она выявляет недостатки, выдает предписания, либо, если они угрожают непосредственно в настоящий момент безопасности дорожного движения, составляет протокол. Так же работа ведется с собственниками дорог. Все сводится к тому, что у собственников не всегда есть средства для оперативного решения всех возникающих вопросов.

— Николай Владимирович, у нас остается буквально несколько минут. Что делать тем, кто заметил какое-то нарушение? Куда обращаться? Есть ли телефон или группа в социальных сетях?

— Да, есть группа в социальной сети ВКонтакте. Можете сообщать туда. Телефон дежурной части 412744 в городе Архангельске, код города 8182. Информация будет незамедлительно передана.

— Спасибо большое, что пришли. Заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Архангельской области Николай Подшивалов был сегодня в студии программы «Открытый регион».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.