Любовь к невесомой прозрачной живописи объединила художников из Архангельска, Северодвинска, Твери, Подольска, Петрозаводска и Карелии, Санкт-Петербурга и Ленобласти, Ивановской области и даже Минска. Все они представили на выставку более сотни графических листов — природные и урбанистические пейзажи, натюрморты, иллюстрации и даже портреты.
Каждый участник выставки работал с акварелью по своему: кто-то, казалось, полностью отдался её текучести и лёгкости, а кто-то, наоборот, старался приручить — уплотнить, сдержать.
В результате родились самые разные образы — фиолетово-оранжевого восхода на острове Кижи, сумрачного старого кинотеатра «Мир» в Иваново, пёстрого цирка в Петрозаводске, пушистого кота на семейном портрете, заснеженных старых крыш под серым дождливым небом Санкт-Петербурга… Летучая акварель смогла передать даже неподвластный изображению и не видимый глазу воздух весны, которым дышат пейзажи северодвинца Юрия Ломкова.
Куратором и вдохновителем проекта стала художница Марина Архангельская. Эта выставка стала её мечтой, которую удалось осуществить. По её словам, название «Акварель в кубе» отсылает к триединству трёх поколений — уже ушедших акварелистов, сегодняшних мастеров и юных воспитанников детских художественных школ Архангельска и Северодвинска.
С цифрой три связано еще одно горячее желание художницы — чтобы выставка стала периодичной.
— Мне хотелось бы, что этот проект жил и, как минимум, раз в три года появлялся у нас в Архангельске, — поделилась надеждами куратор выставки. — Три года — эта та ступень, которая позволяет человеку вырасти, как личности и как художнику.
Марина Архангельская.
Подготовка выставки стартовала в марте 2018 года. Организаторы организовали в Facebook open-call для потенциальных участников экспозиции. Работы отбирали Марина Архангельская, северодвинский живописец Юрий Ломков и председатель регионального отделения Союза художников Ольга Попова.
— Очень приятно, что выставка получилась такой воздушной — за счёт того, что материал такой лёгкий, — отметила куратор проекта. — Это высший пилотаж в акварели, когда написано легко, воздушно, и в то же время образ доведён до конца, хотя читается намёком. В то же время, акварель очень многогранна, ней может быть самый разный подход: сухой реалистический, лёгкий академический или даже достаточно мощный, плотный. Акварель можно брать фактически как темперу.
Тогда как некоторых художников, чьи работы представлены на выставке, уже нет в живых, — например, супругов Валерия и Нелли Таргонских, — самому юному участнику экспозиции — всего семь лет. Работы начинающих художников трогают яркостью красок и смелостью воображения.
— В этих перьях жар-птицы, в этих рыбках, падающих с неба — детский эмоциональный порыв, который очень интересен, — отметила Марина Архангельская. — Когда станешь старше, ты такие вещи уже писать не будешь. Или будешь писать уже совершенно по-другому. В этом пере жар-птицы будет уже бесконечность жизни, а не просто бесконечность радости.