В Архангельской области начали вакцинацию от клещевого энцефалита
1/4
Общество
«Благостные открыточные виды не передают соловецкие смыслы»: фотограф Леонид Гройсман показал новый взгляд на Соловки

«Благостные открыточные виды не передают соловецкие смыслы»: фотограф Леонид Гройсман показал новый взгляд на Соловки

25.08.2018 15:25Мария АТРОЩЕНКО
24 августа Гостиные дворы закрыли летний сезон новой выставкой — экспозицией нижегородского фотохудожника Леонида Гройсмана «Соловки. Место предчувствия».

Впервые автор выставки взял в руки фотоаппарат — подарок отца — в семь лет. Детское увлечение превратилось в дело всей жизни. Работы фотохудожника хранятся в частных и корпоративных коллекциях России, Великобритании, США, Австрии и Германии.

Соловки уже давно стали для нижегородца местом силы. Над серией снимков, снятых на трёх островах архипелага — Большом Соловецком, Анзере и Большом Заяцком, — Гройсман работал на протяжении последних четырёх лет. Выставку этих работ уже успели увидеть в Санкт-Петербурге, Нижнем и Великом Новгороде. А в архангельских Гостиных дворах она открылась в очень органичном интерьере — в Одностолпной палате.

Палата XVII века, по словам директора краеведческого музея Натальи Шпановой, как нельзя лучше подходит для изучения краеведения через предчувствие.

— Здесь вы найдёте образы, столь необходимые для понимания нашего края — архангельского Севера, — открыла Наталья Шпанова выставку. — Хочется сказать большое спасибо Леониду Гройсману за то, что он предоставил нам свои фотографии.

Сам фотохудожник с радостью приехал в Архангельск — особенный для него город.

— Огромное спасибо всем гостям выставки и гостеприимному музею, — сказал Леонид Гройсман. — Всё, что я сфотографировал, наверное, за последние 20 лет, было прожито, прежде всего. По-другому я снимать не умею. 

Леонид Гройсман.Леонид Гройсман.

Пейзажи, представленные на выставке, поражают строгостью и даже суровостью. Природа и монастыри Соловков будто замерли в предчувствии чего-то неотвратимого. Но есть в экспозиции и работы, на которых это тревожное ощущение разгоняет внезапно вышедшее из-за туч солнце. Помимо пейзажей на выставке экспонируются жанровые снимки и портреты, сделанные в Свято-Троицком скиту на острове Анзер. 

— Это совершенно особенная история, которая имеет отношение к прошлому, настоящему и будущему, — отметил автор. — Это история о людях, которые, оказавшись на грани физической и духовной гибели, пытаются себя поднять.

Часто фотохудожника спрашивают, почему он предпочитает работать преимущественно в переходное время —поздней осенью или в феврале–марте.

— Те смыслы и образы, которые можно перенести через пейзаж фотографическим языком, свойственны этому времени года в гораздо большей степени, — пояснил Леонид Гройсман. — Благостные открыточные виды совершенно не передают соловецкие смыслы.

В ответ на вопрос «Региона 29» о том, что превращает фотографию в произведение искусства, Гройсман отметил:

«Фотография должна обладать фотографическим языком: светом, формой, композиционными приёмами. Это первое условие. А второе — фотография должна содержать отношение. Для меня из этих составляющих рождается фотография. Фотография может быть сделана вполне квалифицированно, но если в ней нет отношения, то очень многого не случится».

В заключение фотохудожник выразил надежду вернуться на закрытие выставки и провести творческую встречу.

— Я очень люблю ваш город и надеюсь, что получится приезжать сюда как можно чаще, — сказал Леонид Гройсман. — Архангельск для меня — очень важное место, если не сказать — важнейшее.

На прощание гости выставки говорили фотографу:

«Спасибо за новый взгляд!».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.