Режиссёры — участники лаборатории — будут работать с текстами, которые вошли в финал всероссийского конкурса инсценировок современной российской прозы «Живое слово театра», инициированного архангельским отделением Союза театральных деятелей РФ при поддержке гранта СТД РФ и Росмолодёжи. Этот проект также поддержали эксперты грантового конкурса на всероссийском образовательном молодёжном форуме «Таврида» в 2017 году.
Куратор конкурса инсценировок Ольга Истомина рассказала, почему театру нужно живое слово:
«Сегодня в репертуаре региональных театров практически не представлены произведения современных российских писателей, поэтому возникла идея провести конкурс среди драматургов и предложить участникам создать инсценировки по ним. Главная цель этого проекта — способствовать творческому взаимодействию между молодыми режиссёрами, драматургами и большой современной литературой».
По итогам конкурса четыре режиссёра поставят в драмтеатре четыре эскиза.
- Полина Золотовицкая (Москва) будет работать с инсценировкой драматурга Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова «Тараканы»;
- Никита Бетехтин (Москва) — с инсценировкой Ксении Двинской по рассказам Захара Прелепина «Семь жизней»;
- Евгений Кочетков (Москва) — с инсценировкой Анастасии Мордвиновой «Вечная невеста» по повести Чингиза Айтматова «Когда падают горы»;
- Дмитрий Тарасов (Архангельск) — с собственной инсценировкой по роману Алексея Иванова «Общага-на-крови».
Надо отметить, что в финал «Живого слова…» вошли также тексты Анастасии Фёдоровой «О зверьках и зверюшах» по книге Дмитрия Быкова и Ирины Лукьяновой и Дмитрия Креминского «Спи, моя красавица» по дневнику Геннадия Шпаликова. Они войдут в сборник, который будет издан по итогам конкурса и лаборатории. Дело в том, что большего объёма эскизов драмтеатру не потянуть. Там и так параллельно будет идти работа над двумя премьерами — «Ревизором» и «Случайным счастьем милиционера Пешкина».
Инсценировки для лаборатории отбирало жюри во главе с кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры театрального искусства Российского государственного института сценических искусств, автором книги «Как инсценировать прозу» Натальей Скороход.
— При отборе текстов предпочтение отдавалось современной, хорошей и ещё не слишком освоенной театром прозе, — пояснила Наталья Скороход. — Кроме того, инсценировки должны быть перспективными для дальнейшего продвижения в театре, а получившаяся афиша лаборатории — разнообразной по темам, жанрам и целевой аудитории».
В рамках лаборатории для участников конкурса и всех желающих она проведёт мастер-класс по инсценированию прозы.
Экспертом на лаборатории выступит один из ведущих театральных критиков России, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова по спецпроектам, доцент ГИТИС, кандидат искусствоведения Павел Руднев.
29 августа в 18:00 в библиотеке имени Добролюбова пройдёт презентация его новой книги «Драма памяти. Очерки российской драматургии. 1950–2010-е», а 31 августа на камерной сцене театра драмы состоится лекция критика на тему «Как меняется современный театр? Приёмы, инструменты, темы».
Сами же открытые показы эскизов состоятся в театре 30 августа. Зрители смогут посетить их бесплатно: нужно лишь записаться на мероприятие в группе «Живое слово театра» Вконтакте.
Добавим, что это уже вторая за последнее время режиссёрская лаборатория в архангельском театре драмы. Только в июне «Рыбный обоз» принёс в «архдраму» большой улов.