В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Экономика
​Архангельские автобусы: испытание на прочность тела, духа и кошелька

​Архангельские автобусы: испытание на прочность тела, духа и кошелька

06.06.2018 17:53Виктор СЕМЁНОВ
Тариф растёт, качество перевозок остаётся прежним.

И вот случилось то, о чём так давно мечтали владельцы архангельских предприятий общественного транспорта. Тариф набрал высоту и цена проезда подскочила. На пять рублей одномоментно.

Для людей зажиточных, к коим можно отнести владельцев автопредприятий, это, конечно, сущий пустяк. Но вряд ли сами они ежедневно пользуются автобусами. Как сказал бы гайдаевский товарищ Саахов: «Они видят мир из окна своего персонального автомобиля».

А прокатиться на «птице-ПАЗе» по магистралям города архангела Михаила совсем не помешало бы. Познать прелести типичной путевой жизни поморского пассажира, быть ближе к народу. Бьющиеся за трудовой рубль водители показали бы скоростные качества удивительной техники производства ПАО «Павловский автобус», умения мастерски маневрировать по разбитым дорогам. Новоиспечённые пассажиры также смогли бы выслушать непринуждённую интеллектуальную беседу водителей по рации, хорошенько усвоить их музыкальные пристрастия да подышать табаком.

Спортивная встряска для организма гарантирована. И не только на заезженной буквально до дыр «классике» типа ПАЗ-32054, которая, как показала практика, ещё имеет обыкновение сгорать (возможно, от стыда). По ощущениям пассажиров тяготы проезда в модернизированных ПАЗах-320302 оказались ещё сильнее. Хотя на презентации в 2016 году о них говорили чуть ли ни как о техническом совершенстве.

— Вместимость та же самая, что и у  ПАЗ-32 054, подвеска помягче, двигатели EURO-4, улучшенная ходовая часть, — расписывал тогда председатель ассоциации автотранспортников области Андрей Попов.

По факту «болтанка» там такая, что сотрясаются все кишки. А коридор в середине салона настолько узок, что даже далеко не самые габаритные люди испытывают неудобства, когда нужно протиснуться в «межкресельном» пространстве.

С комфортом долгое время не складывалось. Пока в начале 2018-го на  горизонте не замаячили более продвинутые транспортные средства Минского автозавода. Они и современнее, и крупнее, и комфортабельнее, и в каком-то смысле даже изящнее. Пассажирское счастье уже было близко, если бы не тарифные перспективы. Десяток МАЗов — и пятак сверху тут как тут. 

Не претендуя на истину в последней инстанции, отметим, манера эксплуатации новинок от предприятия с питерским капиталом «Архтрансавто» на начальном этапе показалась немножечко странной. После захода компании в поморскую столицу было объявлено, что новые автобусы побегут по маршрутам 11 и 76. Как правило, полупустым, если это не час пик, конечно. Зато тариф был доказан быстро и успешно: все предыдущие попытки и аргументы областное агентство по тарифам и ценам отвергало.

До тарифного взлёта неоднократно доводилось видеть, как большой МАЗ с парой-тройкой человек на борту, не дожидается бегущих к нему пассажиров на остановках. Хотя вопрос выручки фундаментален и для экипажа, и для собственников бизнеса. Также заявлялось, что к МАЗам будут допущены передовики, лучшие дуэты водителей и кондукторов. А между прочим, правила пользования автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам» предписывают им «проявлять заботу о пассажирах, быть внимательным и предупредительным к ним». 

Наконец, вопиющий случай, когда архангелогородец в инвалидной коляске не смог попасть в низкопольный автобус. За что пришлось извиняться директору предприятия Николаю Карягину. При этом водители, как у нас это часто бывает, сами становятся заложниками ситуации. Говоря сухим чиновничьим языком, из-за недоразвитости дорожной инфраструктуры. Как сообщил глава предприятия «Правде Севера», остановки не снабжены  специальными карманами для отстоя автобусов. Как правило, на остановке умещается не более трёх машин. А движение, тем не менее, интенсивное — пять-шесть автобусов одновременно. 

И вот вопрос: будут ли работать в полной мере муниципальные правила перевозок пассажиров в отсутствие должной инфраструктуры? Замкнутый круг получается. Впрочем, если бы ответственные лица ездили в автобусах на регулярной основе, может быть, транспортная жизнь стала бы немного лучше.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.