Главным событием в музыкальной жизни Архангельска на прошлой неделе стал двухдневный «Arkhangelsk blues festival», который в 13-й, счастливый, раз собрал в столице Севера исполнителей мирового уровня. Через пару дней после финального джема на сцене театра имени Ломоносова мы встретились с отцом-основателем этого праздника живого звука, руководителем продюсерского центра «Архангельск Джаз» Тимом Дорофеевым.
— Итак, 13-й фестиваль сыгран. Как ощущения?
— Я, честно говоря, ещё не до конца пришёл в себя от пережитого напряжения. Я в первую очередь музыкант, и роль организатора даётся порой непросто. Но благодаря сложившейся команде, чёткому пониманию кто и за что отвечает, всё прошло отлично. Ну, а успех фестиваля очевиден: два дня, при том — будни, одна из самых больших площадок в городе и полный аншлаг говорят сами за себя.
— Вспоминается первый фестиваль?
— Ну конечно. Тогда он был однодневным всего с тремя участниками. Но в ответ на скептические комментарии о судьбе начинания я отвечал одно: «Давайте посмотрим на этот фестиваль через десять лет». И вот — благодаря команде единомышленников, благодаря нашим спонсорам это уже настоящий большой музыкальный форум. И совершенно точно — бренд и важное событие в культурной жизни Архангельска.
— Довелось услышать мнение, что на втором дне фестиваля собственно блюза почти не было.
— Ни для кого ни секрет, что у нас авторский подход и к жанровому разнообразия, и к подбору участников. Мы не ставим перед собой цели провести фестиваль архаичного блюза. Поверьте, такой фестиваль будет интересен очень небольшой аудитории. Мы же всегда выступаем за движение, развитие и эксперимент. Но у нас всегда есть в программе выступления представителей именно классического блюза. Так было и в этот раз — вы могли убедиться в этом сами на выступлении Джимми Рида.
Джимми Рид.
— То есть блюз продолжает развиваться?
— А вы думаете, это такой памятник? Нет-нет, блюз — это живое и прогрессивное направление музыки. Я уж не говорю о том, что именно блюз лежит в основе джаза, рок-н-ролла, да и современной популярной музыки. И вообще: у нас есть торт «Блюз», такси «Блюз», даже салат «Блюз», а что это за слово такое — знают не все.
— И что же такое «блюз»?
— Это образ жизни: взлёты и падения, встречи и разлуки, истории, в которые ты попадаешь и то, как ты из них выбираешься. И задача нашего фестиваля не только в том, чтобы порадовать зрителя, но и в том, чтобы дать нашим местным музыкантам встретиться, пообщаться, научиться чему-то новому от звёзд мирового уровня.
— Многие готовы учиться?
— К сожалению, немногие. Гораздо проще сказать: «Я мероприятия Дорофеева принципиально игнорирую, я хочу другой фестиваль и другую музыку». Господи, да кто ж не даёт-то? Я только счастлив буду, если кто-то возьмётся и сделает. Но пока альтернативных джазовых или блюзовых мероприятий я не наблюдаю. А жаль, с удовольствием бы сходил послушать.
— Тем не менее и джаз воспринимается как музыка элитарная, и лично Тим Дорофеев как этакий живой образ успешного и состоявшегося мэтра, с высоты взирающего на молодых.
— Элитарная? Я вам так скажу: как десять и двадцать лет назад, так и сейчас джаз и блюз в Архангельске — это андеграунд. Это совершенно некоммерческая музыка, и наши фестивали — это в первую очередь эксперимент и творчество, просто на очень высоком уровне. И мне бы хотелось, чтобы это творчество, этот эксперимент и всё движение в целом находило помощников, а не противников.