Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/10
Общество
Фестиваль «Архангельск Блюз»: второй день остался без блюза

Фестиваль «Архангельск Блюз»: второй день остался без блюза

23.05.2018 14:44Николай КАРНЕЕВИЧ
Парадоксально, но второй, он же финальный концерт, в отличие от первого дня обошёлся вовсе без заявленного жанра.

Репортаж о первом дне фестиваля читайте здесь.

Выступили замечательные артисты и коллективы, был представлен очень качественный материал, публика в восторге — всё это бесспорно. Но куда подевался блюз?

Может быть, поэтому ещё одно название проекта — международный фестиваль чистого звука? Со звуком, с музыкой, с выступлением известных музыкантов мирового уровня, повторюсь, всё было отлично. Но среди жанров второго концерта была и популярная музыка, и джаз, и авторское творчество, и даже, под занавес — «металл» («дедушкой» которого, как и многих других течений популярной музыки, является блюз). А сам блюз ушёл в фоновую музыку для антрактов и в виде картинок для арта — на огромный экран на заднике сцены, то есть, опять же, только фон.

Возникает вопрос: как же в мире, да уже и в России, десятилетиями существуют другие фестивали блюза, которые вполне соответствуют своему названию, и при этом не выдыхаются, предлагая публике довольно широкое разнообразие коллективов и артистов? Да, вероятно, существует проблема с целевой аудиторией, ведь ценителей именно блюза в Архангельске, скорее всего, немного. Что совсем не означает, что неинтересен сам жанр во многих его разновидностях и «сплавах». Да и аудиторию можно расширять — ведь делают это, повторюсь, в других местах России и мира. Хотя, вероятно, в тех «других местах» есть больше финансовых возможностей по привлечению артистов, чем в Архангельске.

Теперь поговорим о музыкантах второго дня. Гитарист Tony Remy (Британия), впервые приехавший в Россию, но уже знающий несколько русских слов, с российским составом из Москвы, Ярославля, Архангельска и Северодвинска открыл первое отделение. Ведущий концерта Владимир Каушанский пояснил публике, что «чистого» блюза не будет, а будет «блюзовый взгляд на жизнь, на музыкантов и на музыку». Ну, тут уже оставалось самим зрителям гадать, есть он, этот самый «взгляд», или нет его?

Вообще, ведущий фестиваля заметно педалировал тему «продаваемости» того или иного артиста, количество вышедших альбомов, с кем из «звёзд» этот артист сыграл, и где. Это важно, но важно уже не с точки зрения музыки, творчества, а с позиций шоу-бизнеса. Ломится сейчас российская публика, скажем, на Бузову — что совсем не означает её выдающихся вокальных, артистических данных — там действие раскручивающего механизма опирается совсем на другие энергии и явления. А легендарный блюзмен Роберт Джонсон (возьму пример гораздо ближе к теме), один из основателей и авторов жанра — играл вообще один, нигде при жизни не публиковался (и тем более, не продавался), да и прожил-то всего 27 лет. Зато написал 29 песен, и песни этого «блюзового Пушкина» до сих пор считаются «золотым фондом» жанра. На нынешнем архангельском фестивале прозвучал тоже не один из тех стандартов. А вспомнят ли Бузову и её «шедевры» лет хоть через десять?

Но вернёмся на сцену. Вышла на неё в компании с гитаристом Тони Реми и певица из Северодвинска Екатерина Колосова. По едкой подаче Каушанского, на юге Америки (где сама Катерина бывала не раз), её появление приветствовали бы так: «На хлопковых плантациях Северодвинска взошла её слава!». Хотя, сколько ни представлял Владимир Катю, всё равно получалось, что представляет он Тони. Вот так штука!

Во втором отделении концерта выступил известный американский джазовый певец JD Walter, в сопровождении пианиста Андрея Кондакова из Санкт-Петербурга. Компанию им составили архангельские джазмены Олег Юданов (барабаны), Николай Клишин (бас) и Тим Дорофеев (гитара). Тут смогли и зал как следует «раскачать» — публика хлопала в такт и дружно подпевала, и сами «разошлись». Тим временами выдавал горячие гитарные соло, а JD Walter на один номер уселся за барабаны, его любимый инструмент, чтобы исполнить собственную песню.

Что делают пожилые афроамериканцы, когда устают играть фанкованный блюз-рок, я рассказал в прошлый раз. А вот «металлисты», устав от «хэви», или ради разнообразия взявшись за блюз, всё равно играют «металл». Это в третьем отделении концерта продемонстрировало трио «The Cards» (США, Британия, Нидерланды). Даже начав одну из песен с губными гармониками в руках, гитарист Paul Quinn и гитарист-басист Harrison Yong по ходу пьесы всё равно рубили «хэви». Молодая часть аудитории тут же начала шутливо «рубиться» в зале, правда, не поднимаясь с кресел.

Ах, да! В самом финале второго фестивального концерта живой блюз со сцены всё же прозвучал. Песню выше помянутого Роберта Джонсона о «блюзе каждый день» пели и играли общим фестивальным составом в качестве символического «джема». И плясали под неё уже вместе со всем залом. Но это уже было скорее прославление одного из спонсоров мероприятия (в маечках с лого), нежели отдание славы жанру. В котором не так уж много шума. Но хоть в горе, хоть в веселье — очень много искренности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.