Напомним, что постановление о присвоении Онеге статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев 16 марта 2018 года.
По словам
министра экономического развития, для
области это не только первая ТОСЭР, но
и первая территория с особым юридическим
статусом и экономическими условиями.
— Таких
территорий в регионе ещё не было и это
формировало недостаток конкурентоспособности в
предпринимательской среде в моногородах.
В планах реализовать в Онеге, как в ТОСЭР
5 крупных проектов, тем самым создав
более 90 рабочих мест и привлечь около
265 миллионов рублей, — рассказал Семён Вуйменков.
Лыжный комплекс, аквапарк и гостиница
Итак, в Онеге планируют построить лыжный биатлонный комплекс со спортивным городком, центр семейного водного отдыха и гостиничный комплекс. Кроме того, там собираются открыть производство по розливу воды и организовать переработку и сбыт дикоросов.
Семён Вуйменков
— Наши намерения вполне серьёзны. Кстати, есть и другие идеи для развития города — например добыча и переработка базальта. Это не редкий элемент, но из него можно производить очень интересные вещи — от кофейных фильтров до кевларовых бронежилетов. Вопрос здесь не столько в его добыче, а сколько в маркетинге и продвижении товаров, — пояснил Семён Вуйменков.
Кроме базальта, Онежский район славится своими запасами торфа — по данным регионального минэка, его залежи достигают объёмов в 40 миллионов тонн. Переработку торфа называют ещё одним перспективным направлением для развития Онеги и района в целом.
А будет ли дорога?
Среди жителей Онежского района бытует мнение, что для развития жизни в районе нужно сначала обеспечить его нормальным транспортным сообщением с областным центром.
У министра экономического развития Архангельской области позиция иная. Он объяснил, что сделать нужно совсем наоборот — сначала развить бизнес и туризм, а потом и дорогу построят.
— Недостаточно дорогу просто построить, её нужно содержать и регулярно закладывать на эти цели серьёзное финансирование. У нас такой возможности пока нет и вариант один — передать трассу в федеральную собственность, — заявил Семён Вуйменков. — Чтобы это сделать, нужно выполнить несколько необходимых условий. Самое главное требование — интенсивность трафика. По моим данным она должна достигать 6000 единиц транспорта в сутки.
Другие территории опережающего развития
До 2017 ТОСЭР можно было организовать только в моногородах, но ситуация изменилась — такой статус могут получить, например, и города закрытого типа — например Мирный. Кстати, всего моногородов в Архангельской области семь и они разделяются на три категории.
В категорию городов со сложным социально-экономическим положением попали Онега и Киземь. В свою очередь, Коряжму, Новодвинск и посёлок Октябрьский называют городами, в которых возможен риск ухудшения социально-экономического положения. А самими стабильными из этой семёрки считают Северодвинск и Североонежск.
— Для обычных городов такой режим не предусмотрен. Но в Архангельское подобный проект (по развитию отдельно взятой территории) разрабатывается вокруг морского торогового порта, что может стать серьёзным толчком в развитии микрорайона Маймакса. Пока мы только начали прорабатывать эту идею и работы предстоит ещё очень много, — пояснил Семён Вуйменков.