30 учеников десятых классов из школ Архангельской области вступили в конкурсную борьбу.
Тема игры «Наследники Ломоносова» этого года — «Соловки. Путь от прошлого к настоящему».
Среди участников четвёртого сезона представители Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Коноши, Котласа, Мирного и Коряжмы, а также Холмогорского, Плесецкого, Виноградовского и Лешуконского районов.
Соловки и кладезь знаний
Первые игры прошли достаточно спокойно. Школьники отлично подготовились и даже на каверзные вопросы давали полные и хорошо сформулированные ответы.
По правилам за два месяца до игры ребята получили список литературы из 44 книг и 38 интернет-источников. За несколько дней до старта им выдали вопросы, которые могут прозвучать в эфире.
На первый взгляд кажется, что можно вызубрить информацию из всех источников и победить. Но перед камерами многие теряются, впадают в некое оцепенение и не успевают сформулировать свою версию. К счастью, на этих играх «Наследников Ломоносова» таких конфузов практически не было.
В первой тройке финалистов оказалась Елизавета Фетюкова, учащаяся десятого класса гимназии № 6 Архангельска.
— Готовиться я начала не за два месяца, а немного позже. Дело в том, что я не умею всё делать структурировано. Поэтому напряжённо работаю в последний момент. Конечно, я не успела прочитать весь объём литературы, но мы с ребятами упорно сидели в библиотеке и искали ответы на все вопросы, — рассказала Елизавета.
Елизавета Фетюкова.
Возможно, это упорство и позволило школьнице победить в полуфинале.
— Я надеялась на хорошее место, но не на победу. Больше всего мне понравился вопрос про Максима Горького и его позицию относительно Соловков. Ещё был хороший вопрос по произведению Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», — поделилась впечатлениями победительница.
Как отметила заместитель председателя правительства Архангельской области Екатерина Прокопьева, которая вошла в жюри конкурса, вопросы были непростые.
— Тема очень сложная, ведь Соловки — это не только об истории, но и о религии, о литературе, целый кладезь знаний. Я поражена эрудицией игроков, при мне в отборочном этапе они не сделали ни одной ошибки! — рассказала Екатерина Прокопьева.
Некоторые вопросы были по-настоящему «каверзными». Например, игрокам предлагалось узнать диалектизмы, которые упоминала в книгах о Соловках Ксения Гемп. Были вопросы на общую эрудицию, касающиеся знаковых личностей, посещавших Соловки.
— Эти игры расширяют кругозор, эрудицию школьников, дают возможность проявить себя. Мы переживаем за ребят, но хотим, чтобы они сами не переживали, а настраивались на игру, — заметила Екатерина Прокопьева.
Из теоретиков в МГИМО
Напомним, что инициатива проведения уникальной для нашего региона интеллектуальной олимпиады принадлежит губернатору Игорю Орлову. Реализует проект областное министерство образования и науки совместно с Архангельским областным институтом открытого образования.
«Наследники Ломоносова» — это отборочный этап гуманитарной олимпиады «Умницы и умники», которая уже много лет идёт в эфире федерального Первого канала. По итогам минувшего сезона «Наследников Ломоносова» до этого турнира было допущено четверо северян.
Трое из них примут участие в финальной игре, которая пройдёт в Москве в начале апреля.
Одной из победительниц стала ученица одиннадцатого класса Архангельского государственного лицея Мария Магунова. Она выступила в качестве эксперта на играх этого года. В перерывах Мария общалась с участниками и делилась опытом.
Мария Магунова.
— Я вышла из теоретиков. В финале попала на дорожку вместе с лидерами прошлых игр. И оказалась в числе победителей. Теперь меня ждёт финальный этап «Умников и Умниц». Тема сложная — «Города России», объём для подготовки очень серьёзный. Но я настроена решительно, понимаю, что это этап преодоления страхов и неуверенности, но нужно пытаться, — рассказала Мария Магунова.
Девушка мечтает поступить в МГИМО на факультет международных отношений или связей с общественностью.
Отметим, что победители телевикторины «Умники и Умницы» в Москве получают право стать студентами этого престижного вуза без экзаменов.