В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/7
Общество
​Санавиация Поморья: в небе, в поле и в деревенском доме

​Санавиация Поморья: в небе, в поле и в деревенском доме

27.02.2018 17:49Марина ЛЕДЯЕВА
Службе, которая необходима нашей области как воздух, 27 февраля исполняется 80 лет.

Ярко-жёлтый реанимобиль спешит в аэропорт Васьково. В полдень бригада санавиации вылетает из Ахангельска в Котлас, где её ждут четыре пациента, и в том числе двое детей, младшему из которых всего-то шесть месяцев.

Котлас — большой город, там есть свои больницы, но этим взрослым и детям нужна особая медицинская помощь, которую можно получить только в областном центре. Самый тяжёлый из четверых — котлашанин с аневризмой бедренной артерии, ему требуется операция. Вместе с ним в Архангельск заберут жителя Красноборска с нарушением сердечного ритма, 14-летнего подростка с переломом бедра и малыша с патологией печени из Коряжмы.

Медсестра Ирина Малугина работает в отделении санавиации областной клинической больницы. В небе бывает, пожалуй, почаще иной стюардессы.

— В воскресенье летала в Нарьян-Мар, в понедельник — в Няндому, сегодня — в Котлас. Без пятнадцати одиннадцать мне позвонили и сказали, что вылет в двенадцать. Быстренько собралась и поехала. Вызовов становится всё больше, бывает и не по одному в день. Да вы лучше с врачом поговорите, — скромничает Ирина.

В отличие от двоих медсестёр, работающих только на вызовах санавиации, врачи занимаются и стационарными пациентами областной больницы. Но во время дежурства они тоже готовы в любой момент «собраться и полететь». Самый большой налёт — у анестезиологов, хирургов общего профиля и нейрохирургов, травматологов и акушеров. 

Или болтанка, или гипоксия

Анестезиолог-реаниматолог Евгений Малышкин трудится в таком режиме уже четыре года, а его общий медицинский стаж — почти двадцать лет. 

Работа далеко не санаторная. К примеру, на прошлой неделе его бригада забирала беременную женщину из Емецка, и роды начались прямо в вертолёте. Ребёнок появился на свет уже на земле, когда новоиспечённую маму заносили в двери роддома. 

— Чем отличается работа в санавиации? Надо быть готовым к тому, что на месте не будет никаких условий и помощь придётся оказывать прямо в чистом поле, буквально на коленке или на столе в деревенском доме, — рассказывает Евгений Малышкин. — Сегодня мы забираем пациентов из стационара, где они уже получили какую-то помощь. Но бывают ситуации, когда мы летим туда, где больным никто не занимался, и начинаем всё с нуля. А поскольку мы врачи стационара и у нас с собой всё необходимое оборудование, это уже не просто первая помощь, а квалифицированная медицинская.

Анестезиолог Евгений Малышкин и медсестра Ирина Малугина.Анестезиолог Евгений Малышкин и медсестра Ирина Малугина.

Но помочь на месте — только полдела. Надо ещё доставить пациента в стационар на самолёте или вертолёте, а это задача не из лёгких. Даже абсолютно здоровые люди не всегда хорошо переносят полёт на большом лайнере. А санитарная авиация — малая: вертолёт МИ-8, самолёты Л-410 и АН-2. 

Рейсы выполняют пилоты 2-го Архангельского объединённого авиаотряда. Можно сказать, у санитарной авиации два крыла — медицинское и авиационное. 

В Котлас летит Л-410. Пока бригада заносит в самолёт оборудование, командир самолёта Валерий Ванюков объясняет: «Элка» больше подходит для рейсов санавиации, её меньше трясёт и внутри не холодно. Время в пути до Котласа — около двух часов. 

— Малая авиация — это воздушные потоки, ямы, перепады атмосферного давления, — перечисляет заместитель главного врача по экстренной помощи и руководитель отделения санавиации областной клинической больницы Алексей Преловский. — Салоны самолётов и вертолётов не герметизированы, и даже у здорового человека может возникнуть гипоксия. А для больного такие нагрузки порой смертельно опасны. Поэтому пилот всегда спрашивает: высота не ограничена? Если нет, он может подняться на три километра, там не болтает и всё прекрасно. Но у пациента с черепно-мозговой травмой на такой высоте может возникнуть отёк мозга, остановиться дыхание. Поэтому приходится лететь ниже, терпеть болтанку и в таких условиях оказывать медицинскую помощь.

Прилетели, зависли, спасли

Служба санавиации — это большой, сложный и слаженный механизм. Помимо пилотов и медиков, огромную роль в нём играют диспетчеры, водители, а порой подключаются и спасатели. Вообще, «санавиация» — народное название. Официально это отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи.     

— Наша служба — это не только эвакуация пациентов воздушным транспортом. Мы доставляем их в Архангельск и на наших реанимобилях, которые оснащены всем необходимым оборудованием. У нас работают высококлассные водители. К примеру, ездим по трассе М-8 за пострадавшими в ДТП, забираем тяжелобольных из близлежащих районов. Наши диспетчеры круглосуточно принимают вызовы и связываются с диспетчерами авиаотряда. Те сразу принимают решение, какое воздушное судно смогут предоставить, техники его готовят. Порой мы совмещаем несколько санзаданий, как в случае с Котласом, — объясняет руководитель службы механизм её работы.

Заместитель главного врача областной клинической больницы Алексей Преловский.Заместитель главного врача областной клинической больницы Алексей Преловский.

Санавиация принимает вызовы от медицинских организаций области. Но порой  люди попадают в беду в совсем необитаемом месте — например, происходит несчастный случай на охоте или рыбалке. Тогда пострадавший звонит по мобильному в службу спасения, а та выходит на санавиацию. 

— Мы связываемся со спасателями и авиаотрядом, находим точку, где всё случилось, — порой это озеро, болото — вылетаем, зависаем, спасатели поднимают пациента в люльке на борт, мы оказываем ему помощь и эвакуируем в Архангельск, — Алексей Преловский говорит об этом так просто и буднично, как о походе за хлебом. А ведь пострадавшему в те секунды прилетевшие наверняка представлялись настоящими ангелами. 

Для такой огромной области, как наша, во многие уголки которой только вертолётом можно долететь, служба санавиации нужна как воздух — это отмечают и сами её сотрудники, и жители тех самых уголков. Сегодня, 27 февраля, ей исполнилось уже 80 лет. Санавиация Поморья никогда не прекращала свою работу, и у неё большие планы. Например, свести к минимуму смертность от сердечно-сосудистых патологий. А для этого — быть готовыми в любую минуту дня и ночи ехать и лететь куда угодно. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.