Из всех профессий, подразумевающих работу с людьми, конвоир - одна из самых тяжёлых и опасных даже по меркам УФСИН. На службе эти люди всегда рядом с преступниками — от мелких воров до серийных убийц. Их задача не только предотвратить побег. Конвоир отвечает как за жизнь и здоровье заключенного, так и за жизнь и здоровье окружающих. А потому в каждый наряд готовятся едва ли не как космонавты.
Начальник управления по конвоированию УФСИН России по Архангельской области Евгений Щербаков рассказал:
«Начальник караула с помощниками прибывает к начальнику управления на инструктаж, на котором доводится состав караула, опрашиваются обязанности личного состава, доводится порядок выполнения задач, какие силы и средства будут представлены для выполнения задачи».
Перевозят заключенных в так называемых автозаках. Снаружи эти машины ничем не отличаются от обычных газелей или камазов, зато внутри напоминают настоящую колонию в миниатюре.
Начальник автомобильного отдела Ммихаил Шилов пояснил:
«Спецавтомобиль оборудован системой сигнализации, внутренней связи с кабиной автомобиля, переносным фонарём, установленным для проверки спецавтомобиля перед приёмом осуждённых на наличие запрещённых предметов, а также двумя одиночные камеры для спецконтингента, и одной общей — для четырёх человек».
Каждая машина отслеживается системой ГЛОНАСС. Поэтому в случае захвата машины злоумышленники не смогут далеко уйти, хотя и захватить машину задача из невыполнимых.
Тренировки — обязательная часть подготовки. Меньше чем за 10 секунд, машина полностью забаррикадирована, каждый сотрудник на своем месте. Действия отработаны до автоматизма.
Службу в спецподразделении несут и четвероногие помощники. Молодой кинолог Василий и его пёс по кличке Оберег вместе тренируются ежедневно.
Инструктор-кинолог Василий Рыков рассказал: «Мне повезло, мы с собакой вместе пришли на службу, поэтому она меня понимает, можно сказать, с полуслова, каждый день занимаюсь с ним».
За 20 лет существования конвоирных подразделений в составе УФСИН из-под надзора Архангельских спецов не смог сбежать ни один осуждённый, и это при том что ежегодно только в нашем регионе конвоиры перевозят около 20 тысяч человек.