Артемий Заварзин: Вечер четверга — самое время открыть нашу студию для экспертов и поговорить, как всегда, на актуальные и волнующие темы. «Открытый регион» в эфире. Здравствуйте. Напоминаю, что нашу программу мы делаем вместе с вами, звоните по телефону в прямой эфир. Особый тон нашей программе задаст моя коллега Олеся Кокина.
Олеся, приветствую тебя. Ты, как всегда, к нам не с пустыми руками, как я вижу.
Олеся Кокина: Да, в моих руках красная ленточка — символ любого нового начинания. Я ее привезла в качестве сувенира с открытия дороги нашего прекрасного региона.
Артемий Заварзин: Знаешь, если говорить о дорогах, то у медали всегда есть две стороны. Например, если участок аварийный и там ведётся ремонт, то без ленточки здесь тоже не обойтись.
Олеся Кокина: Тема дорог и дорожных ремонтов сегодня красной нитью пройдёт через всю нашу программу. В начале давайте осознаем, что такое региональная дорожная сеть.
Инфографика:
Общая протяженность региональных дорог — свыше 7000 километров. При этом дорог в асфальтовом исполнении — чуть более 2000 километров, а гравийных и щебёночных — почти 4810 километров. Мостов и путепроводов — 622, из них 205 — капитальные конструкции, 417 — деревянные. На содержание, ремонт и строительство дорог средства закладываются в областном дорожном фонде. В 2017 году на содержание трасс направили около 2,5 миллиардов, строительство и реконструкцию — чуть менее семиста миллионов, на ремонт дорог, в том числе капитальный — почти 860 миллионов. Полномочия государственного управления в сфере дорожного хозяйства Архангельской области осуществляет дорожное агентство «Архангельскавтодор».
Артемий Заварзин: И у нас в студии руководитель «Архангельскавтодора» Игорь Пинаев. Игорь Николаевич, приветствуем вас.
Игорь Пинаев: Здравствуйте.
Олеся Кокина: Инфографика довольно убедительна. И мне за прошедший сезон удалось даже дважды побывать на одном из участков реконструкции. Речь идёт о дороге Каргополь — Вытегра. Этот объект, на мой взгляд, хороший пример дорожного строительства. Почему? Узнаем из следующего сюжета.
Сюжет:
Реконструкция дороги Каргополь — Вытегра шла три года. Ремонт начали по поручению президента. В год — по участку. Общая сумма затраченных средств — более 450 миллионов рублей. Львиная доля из них — федеральные, однако выделенные на условиях софинансирования. В этом году реконструировали третий участок от посёлка Брин-Наволок до населённого пункта Прокшино. Подрядчик приступил к выполнению заказа в августе прошлого года, однако сработал с опережением и уже через год, на два месяца раньше срока, все работы были завершены. Воочию убедился и глава региона.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:
«Ощущение у меня от этого проекта в целом позитивное. Здесь проявляется ответственность и наших подрядчиков. И те требования, которые ставят перед нами жители этого района, этой территории. Да и все, кто сюда приезжают. И реализованные возможности».
Реализованная возможность реальна — 12 километров новой дороги. Почти на всех трёх участках за последние 3 года дорожникам приходилось создавать современную инфраструктуру там, где ещё недавно была грунтовка, приводя путь из столицы Арктики в Северную столицу к стандарту качества.
Игорь Кудинов, заместитель директора дорожного агентства «Архангельскавтодор»:
«Участок полностью готов. Прошла реконструкция дороги. Геометрические параметры доведены до 3 технической категории. Усилена дорожная одежда. Верхний слой покрытия — это хорошо зарекомендовавший себя щебнистый асфальтобетон».
Гарантия на верхнее покрытие, к слову, четыре года. На основание — восемь.
Илья Нечаев, генеральный директор подрядной организации:
«Действительно, получилось хорошо. Да. Красивая дорога, ровная, прекрасная. Сокращает время движения в разы. Если раньше на грунтовке здесь можно было ехать и два и три часа, то сейчас за 20 минут проскочите все эти три участка».
Проскочить в будущем можно будет и в Санкт-Петербург, сократив маршрут на 300 километров. В 2018 году трасса станет федеральной, под индексом А215. Построить нужно будет только два участка Самодед — Кяма протяжённостью чуть больше семи километров, с обходом поселка Самодед, и равный ему по протяжённости на 124-132 километрах.
Артемий Заварзин: Это «Открытый регион». Мы в прямом эфире. Наш собеседник сегодня — руководитель «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев.
Олеся Кокина: Игорь Николаевич, работа в направлении Каргополь — Вытегра ведется уже три года, как мы заметили из сюжета. Объём работ был большой. Каков общий итог?
— То, что мы в данный момент видим большую работу, это только вершина айсберга. Колоссальная работа была проведена главой региона Игорем Анатольевичем Орловым, также правительством Архангельской области по привлечению этих федеральных средств. В сюжете было сказало, что на 97 процентов финансирование данного объекта велось за счёт федерального бюджета. За три года было реконструировано 35 километров данной автомобильной дороги. Дорога на перегоне Брин-Наволок — Плесецк стала на пять километров короче. Это современная магистраль. Объём привлечённых средств составил 1 миллиард 620 миллионов рублей. Достойной жирной точкой стало то, что в настоящий момент нам подготовили пакет документов и передали его в Росавтодор на передачу дороги в федеральную собственность. Надеемся, что до конца ноября мы получим положительное заключение и в 2018 году дорога станет федеральной.
Артемий Заварзин: Большие надежды мы связываем с югом области. Объездная дорога строится в Котласе. Это такое, наверное, самое заметное строительство прошлого сезона. Помнится, в начале года из-за сильного сокращения дорожного бюджета планировалось приостановить стройку. Как там сейчас обстоят дела, давайте посмотрим.
Сюжет:
О необходимости строительства объездной дороги в Котласе говорили лет десять. С учетом непростых экономических условий и тяжелых бюджетов этот проект вполне мог лечь под сукно. Если бы не инициатива главы Котласа и поддержка губернатора. В 2016-м работа началась. Жизненно важный инфраструктурный объект, выводящий транзитные потоки на автомобильный мост — то есть за пределы города — строили совместными усилиями муниципалитет и область.
Алексей Митюгов, автомобилист:
«Объездная дорога для города Котласа — это очень значимое событие, потому что весь большегруз уйдёт по объездной дороге и в городе станет гораздо меньше пробок, так как сейчас большегруз проходит полностью через город — это сильно затрудняет движение другим автомобилям».
Масштабный по протяжённости и финансовым вливаниям проект — его стоимость порядка четырехсот миллионов рублей — в сжатые сроки реализовали два подрядчика — «Вологдаавтодор» и «Котласское ДРСУ». Пять километров асфальта позволили вывести целый район на новый виток развития.
Андрей Бральнин, глава Котласа:
«Те территории, которые мы сейчас сзади видим — это те территории, которые в ближайшее время получат свое развитие. Как мы знаем, появляется дорога — появляется и жильё, промышленные объекты. Часть участков уже к нам обратились — мы предоставили, поэтому здесь мы также ожидаем развитие».
Сейчас объект почти в стопроцентной готовности. В конце октября он прошёл проверку Ростехнадзором. Небольшие замечания устранены. Зелёный свет новая трасса получит ровно через неделю — 16 ноября.
Артемий Заварзин: Игорь Николаевич, что скажете? Все хорошо в Котласе? 100-процентная готовность будет 16 ноября?
— Конечно. Через неделю мы торжественно откроем дорогу. Хочу отметить, что там два участка. Благодаря такому тесному взаимодействию, совместно была проведена работа с администрацией города Котласа по строительству муниципальной дороги, которая называется Восточное шоссе. Первый пусковой комплекс нашего большого проектируемого обхода города Котласа, так называемая, дорога 041 Котлас — Коряжма. Она длиной 41 километр, проектировалась с учётом обхода не только города Котласа, но и посёлка Вычегодский. Учитывая то, что объект достаточно протяжённый и довольно сложный с точки зрения пересечения с другими инженерными сооружениями (с железной дорогой, газопроводом, высоковольтными линиями), то стоимость объекта в целом была порядка 5,5 — 6 миллиардов рублей. Поэтому это решение, я считаю, достаточно компромиссное, очень грамотное, взвешенное и правильное. Тогда, когда мы из огромного проекта выделили маленький кусочек (чуть меньше двух километров) именно до пересечения с Восточным шоссе. Мы сделали свой участок, муниципальное образование — свой. Такими небольшими средствами мы вывели весь транзитный транспорт из города Котласа.
Олеся Кокина: А какие еще строительные объекты удалось вместить в скудный дорожный бюджет этого года?
— Да, на самом деле строительные объекты — это такие вещи, которые при ограниченности финансирования становятся неприоритетными. Бюджет 2017 года был сложным. Немаловажный объект, о котором мы говорили буквально в августе, это мост через реку Устья с подъездом к деревне. Три объекта были построены по программе «Устойчивое развитие сельских поселений» — подъезды к деревням Никифоровская и Шкавары в Шенкурском районе и к деревне Логиновская в Няндомском районе. Собственно, всё. Шесть объектов, которые были построены в 2017 году.
Артемий Заварзин: Довольно неплохо с учётом того, что дорожный фонд у нас сокращается. В 2016 году у нас было 6 миллиардов, а в 2017 — порядка 3 миллиардов. Получается, почти в два раза.
— Суммарно получилось 4,6 миллиарда. Сокращение значительное произошло по двум причинам. Первая и самая основная причина — это перераспределение акцизов на нефтепродукты. В прошлом году с января по 31 мая перераспределение было таковым, что 100 процентов было в субъекте, то есть в Архангельской области оставалось. С 1 июня по 31 декабря — 12 процентов мы передавали в Федерацию. Но в декабре прошлого года при принятии бюджета было принято решение о более значительном распределении в пользу Федерации. В 2017 году в федеральный бюджет ушло до 38 процентов. Только за счет перераспределения мы потеряли миллиард рублей. Вторая причина — это снижение федеральной помощи в три раза. В 2016 году общий объём федеральной помощи составлял более полутора миллиардов рублей. В этом году эта цифра гораздо скромнее — чуть больше 533 миллионов. Это не говорит о плохой или хорошей работе нашего субъекта по привлечению этих федеральных средств. На самом деле аналогичная ситуация сейчас практически во всех субъектах РФ.
Олеся Кокина: Вы упоминали мост через реку Устья. У нас большое количество районов, где есть населённые пункты, которые отрезаны от большой земли водой — Верхнетоемский, Котласский, Пинежский. Люди, конечно же, мечтают о мостах. Но в реальности — это понтоны и переправы, и чаще всего находящиеся в руках частников. Мы можем надеяться, что когда-то в будущем этот вопрос будет подвержен государственному регулированию?
— На самом деле ситуация довольно неоднозначная. Потому что, являясь таким же пользователем своего продукта, своих дорог, подъезжая к переправе, я как минимум хочу проехать по безопасной переправе, как максимум — по комфортной и очень удобной. Но, с другой стороны, как руководитель «Архангельскавтодор», я не совсем понимаю точку зрения о том, что оплата этих работ, то есть содержание и ремонт, должна проходить за счёт средств регионального дорожного фонда. Мы финансируем 10 переправ, которые являются бесплатными. Общая сумма финансирования на год этих переправ — более 71 миллиона рублей. За эти деньги можно круглый год содержать сеть автомобильных дорог среднего района нашей области. Также за эти деньги можно отремонтировать порядка 8-9 километров асфальтобетонного покрытия. Есть вот эти несостыковки, с которыми я не совсем согласен.
Олеся Кокина: Игорь Николаевич, у нас есть звонок. Добрый вечер, мы слушаем вас, представьтесь.
Абонент: Здравствуйте. Меня зовут Андреева Александра. Я из города Котласа. Меня очень интересует перспектива ремонта дорог из города Котласа до Архангельска. И в первую очередь, я считаю, нужно привести в порядок дорогу до Верхней Тоймы. Она находится в ужасном состоянии. Ездить совершенно невозможно.
— Александра, спасибо за вопрос. Котласский узел всегда был и остаётся приоритетным и стратегическим. По этой дороге мы работаем в двух направлениях. Максимально попытаемся сохранить посредством ремонтов тот асфальтобетон, который есть в настоящее время. Параллельно работаем по переводу гравийных участков в асфальтобетон. Их еще порядка 50 километров. Да, самые большие жалобы у нас сейчас идут на участок Верхнетоемского района. В этом году по данному направлению было отремонтировано чуть больше 20 километров. Этот участок в 40 километров — самый тяжёлый. Пока, учитывая условия нашей программы, мы этого сделать не можем в ближайшее время. Если у нас появляются дополнительные источники финансирования, то эти вещи будут реализовываться гораздо быстрее.
Артемий Заварзин: Игорь Николаевич, тема капитального ремонта мостов и дорог — отдельная внушительная статья расходов. Поговорим об этом после материала из Устьянского района. Пожалуй, август 2017 жители Устьян запомнят надолго. Удивительно, но в один день в одном муниципальном районе произошло открытие сразу двух крупных инфраструктурных объектов — новый мост и новая трасса. А ещё одну дорогу начали строить. Давайте посмотрим, как это было.
Сюжет:
Это первый официальный проезд по новому Некрасовскому путепроводу через реку Устья. Он обеспечивает транспортную доступность жителей деревни Мягславская с райцентром. Кроме того, по нему теперь будет ходить большой грузопоток. Для Устьян в первую очередь — это лес. О значимости события говорит количество людей.
Виктор Перхуров, житель Устьянского района:
«Для большинства людей да, важен. До этого тоже был мост, только его снесло».
Валентина Рыжкова, гостья Устьянского района:
«На лодках переправлялись. Всё здоровье кончилось, пока мёрзла в ожидании того, кто перевезёт».
На лодках переправляться приходилось лет пять. Старый деревянный мост еще в 12-м году размыли паводковые воды. Новой капитальной конструкции не страшны ни погодные условия, ни природные катаклизмы.
Работы были произведены в сжатые сроки. Путепровод в Устьянах построен всего за год. Его стоимость — более 150 миллионов рублей.
Другая транспортная артерия — региональная трасса Шангалы — Квазеньга — Кизема.
Долгожданный капитальный ремонт этой автодороги стал возможным в рамках подписанного договора между правительством Поморья и группой компаний УЛК. Он рассчитан на пять лет. Общий объём инвестиций — 300 миллионов рублей. Это один из крупных и результативных примеров государственно-частного партнерства. Кстати, работы идут с опережением графика минимум на год.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:
«Если бы я взял и вложил в эту дорогу 30 миллионов рублей, я бы получил 9-10 километров. Но я вкладываю те же 30 миллионов, но за счёт социально ответственного предпринимателя я строю 17 километров. Это работает не на конкретного человека, а на всю территорию».
В этот же день глава региона стал свидетелем начала строительства ещё одного важного для развития не только Устьянского района, но и всего юга Архангельской области участка автомобильной дороги Костылево — Тарногский Городок. Эта магистраль — кратчайший путь из Устьян в Котлас. Кроме того, она соединяет Поморье с Вологодчиной.
Алексей Хоробров, глава МО «Устьянский муниципальный район»:
«Это изменение качества жизни в Устьянском районе, это стабильная асфальтовая дорога, безопасная дорога, по которой наши жители смогут хорошо передвигаться».
В этом направлении капитальному ремонту подлежат 20 километров дорожного полотна. Он тоже идёт на условиях государственно-частного партнерства. На этот раз инвестором выступает «Газпроминвест». Переговоры с ним начали еще в 2012 году. Из двухсот семидесяти миллионов рублей — такова общая стоимость работ — частная компания вложит порядка девяноста.
Артемий Заварзин: Тема дорог и дорожного ремонта сегодня в «Открытом регионе». Мы в прямом эфире.