В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/7
Общество
В самой старой школе Устьянского района снимают «Мятный пряник» со звёздами

В самой старой школе Устьянского района снимают «Мятный пряник» со звёздами

09.11.2017 14:14Евгений ГОРЯШИН
В Орловской средней школе, несмотря на каникулы, жизнь бьёт ключом. Здесь снимают кино.

Настоящее, с именитыми актёрами, режиссёром и оператором. Сегодня, например, играет Алиса Гребенщикова. А ещё в проекте заняты Инна Чурикова, Юрий Назаров, Елена Яковлева, Ольга Хохлова, Иван Кокорин  — список, как говорится, внушает.

Кино непростое как для съёмок, так и для проката. «Мятный пряник», как следует из титульного листа сценария — это новелла кинопроекта «Мы нужны», первую часть которого представили зимой 2017-го. Возникла она из повести-озарения, написанной в ночь рождения сына Андрея Карасова. Сначала как короткометражка. Но за годы взросления кино обрело соавторов и единомышленников. И вызрело в полный художественный метр. 

Первоклассник Сашка Габелкин из неблагополучной многодетной семьи проводит неровную линию своей жизни между матерью-алкоголичкой и школой, безысходностью и надеждой. Вера, предательство, любовь и верность — всё тут, среди подмерзающего бездорожного месива в глухом посёлке.

За окном класса, где проходят съёмки, — две мачты. На одной — галогеновый фонарь, на другой — рассеивающий его свет экран. Низкое ноябрьское небо не даёт достаточно света даже в полдень, приходится помогать, но и резкие тени мешали бы съёмкам.

За окном класса, где проходят съёмки, — две мачты. На одной — галогеновый фонарь, на другой — рассеивающий его свет экран.За окном класса, где проходят съёмки, — две мачты. На одной — галогеновый фонарь, на другой — рассеивающий его свет экран.

Деревянное здание опутано кабелями внушительной толщины. Концы их уходят в уличную трансформаторную будку: внутренняя проводка школы таких нагрузок просто не выдержит. 

В перерывах между эпизодами в класс на первом этаже спускается отдохнуть ребятня. Изредка их галдёж прерывается резкими командами по рации: «Тишина по зданию! Пишем звук!» Малыши замирают: деревянные перекрытия беспрепятственно проводят звук, легко фиксируемый высокочувствительной  аппаратурой.

— Мы тут четыре дня, — рассказывает на бегу автор сценария, а по совместительству рабочий сцены, осветитель, помощник декоратора и мастер на все руки Алексей Тюриков. — Казалось, уже не найдётся такой силы, которая бы сдвинула с места эту гигантскую киномашину. Постояно какие-то заморочки, проволочки, сложности, вечно чего-то нет…  Уговорить актёров, привезти оборудование, координация, логистика… 10 локаций, и ни одной простой. Спим часа по 4, голова кругом.

Сквозь шипение рации на его груди прорывается голос режиссёра: 

«Меняем сцену!».

Алексей срывается с места.

Тимофей Трефилов, Алексей Тюриков и Ксения, студентка ВГИКа, которая учится на оператора.Тимофей Трефилов, Алексей Тюриков и Ксения, студентка ВГИКа, которая учится на оператора.

Огромный, бритоголовый, весь татуированный, но при этом чудовищно обаятельный бородач — художник фильма Тимофей Трефилов — рассказывает:

«Несмотря на то, что мы искали фактуру без „новодела“, стереть налёт времени вовсе не было нашей основной задачей. Мы стремились просто сделать бледней его отпечаток, чтобы контрастней показать характер героев. Вообще — сцена должна стать вне конкретного времени, описываемый период — приблизительный». 

Его перебивает телефонный звонок. Директор фильма Мария Угловая описывает художнику разные виды бус в магазине из соседнего посёлка: размер, форма, цвет бусин. Абы какие для фильма не подойдут.

— Нет. Нет. Дальше. Дальше. Да, эти бери, — делает он выбор.

— Ещё интересным был критерий выбора дома для главного героя: «Чем хуже, тем лучше», — продолжает Тимофей. — Нашли не сразу. Чёрный после пожара, обоев нет. Как там хозяин живёт — вообще непонятно. Даже света не было, электричество провели для фильма. Две кошки, собака у человека в хозяйстве. Но для съёмок — идеально: все комнаты построены по традиции, вокруг печи. Проходы с камерой хорошие получатся, вот увидите.

Матвей Павлов.Матвей Павлов.

Актёра на главную роль выбирали долго. В «Орлёнке» — среди трёх тысяч детей. В актёрских каталогах — среди детей-артистов с опытом съёмок. А  лучшим оказался Матвей Павлов, обычный питерский мальчишка, который и на кастинг-то попал, можно сказать, случайно. Причём сюда же, в Устьяны. Приехал погостить к своей бабушке из Кулоя. В пробах участвовал его старший брат, а он в ожидании бегал по коридору. Тут его и приметили. Теперь с кулойской бабушкой он и путешествует по устьянским локациям. 

— Меня режиссёр заставлял по нескольку раз одну и ту же сцену играть, всё время дубли делали. Сцена одна, а дублей — тыща! Но ничего, мне нравится. Может, потом ещё в кино буду сниматься, если пригласят, — говорит мальчик.

Съёмки продлятся до 18 ноября. Впереди — долгая работа: помимо оставшихся съёмок «Мятный пряник» ждёт постпродакшн, монтаж, сведение. Самый оптимистичный прогноз её окончания — через год.

— Я ничего не жду от этого фильма кроме того, что ему предначертано, — говорит Андрей Карасов, режиссёр и продюсер. — История создания дилогии длится уже 10 лет. Это цепь удивительных совпадений и мистических событий. На всём её протяжении у нас сохраняется удивительное чувство, что нас по этому пути ведут за руку свыше. Одни люди предлагают помощь, другие согласны бесплатно работать, третьи поддерживают советом. Канны, Венеция, Берлин — это, безусловно, мотивирует, более того — абсолютно реально. Но даже если после «Мы нужны» в кинематографе останется только термин «карасовщина» — мне лично будет достаточно.

Закат. Съёмочный день окончен. Актёры отправляются отдыхать, а в окнах школы зажигается свет: осветители и оператор остаются монтировать оборудование для утренних сцен.

До встречи, Сашка! Мы будем ждать твоего появления на экранах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.