В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/5
Общество
В Архангельске драмтеатр и филармония объединили народ и интеллигенцию к столетию Октября

В Архангельске драмтеатр и филармония объединили народ и интеллигенцию к столетию Октября

08.11.2017 15:30Мария АТРОЩЕНКО
7 ноября архангельский театр драмы и Поморская филармония представили совместную музыкально-драматическую композицию «Революционный этюд».

Драматической её делала литературная основа — поэма Александра Блока «Двенадцать», которую, чеканя, как революционный шаг, который надлежит держать, читали артисты драмтеатра — Анастас Кичик и Нина Няникова.

Вечер, как и в поэме, был чёрный. Снега не было, но за окнами Кирхи дул ветер — как раз такой, из-за которого «на ногах не стоит человек». Так что порой казалось, что фонограмма вьюги, которую включали на время чтения, была даже излишней.

Поморская филармония, как принимающая сторона, выставила на «Революционный этюд» самых проверенных своих бойцов — в частности, Поморский камерный ансамбль (рояль, струнные смычковые и флейта), а также органиста Полину Бойко, пианистку Валерию Лихачёву и заслуженных артистов России — сопрано Ларису Спиранову и баритона Игоря Перфильева.

Лариса Спиранова.Лариса Спиранова.

Жаль, что в концерте не принял участие камерный оркестр под руководством Владимира Онуфриева — тоже теперь филармонический. Коллективу наверняка удалось бы сделать вечер более выразительным и усилить его трагедийный пафос. Тем более, что музыкантам Онуфриева не в новинку аккомпанировать литературным композициям — вспомнить хотя бы моноспектакль народного артиста России Валерия Баринова.

Хотя интересно, что задачи аккомпанировать артистам драмтеатра перед музыкантами филармонии и не стояло: фоном поэме Блока в устах Анастаса Кичика и Нины Няниковой служил только метроном. В исполнении артистов блоковские строки звучали то страшной скороговоркой, то песней — не менее страшной.

Причём каждый раз Няникова настраивала его на особый ритм, подчиняюсь развитию действия и темпу революционной колонны, которую замыкал безродный пёс, а возглавлял некто в «белом венчике из роз». Некто — поскольку литературоведы и просто читатели до сих пор спорят о его природе.

Анастас Кичик и Нина Няникова.Анастас Кичик и Нина Няникова.

Музыка и художественное слово в этом представлении жили отдельно. И хотя текст «Двенадцати» ни в каких вспомогательных инструментах не нуждается, он сам по себе — величайший инструмент воздействия, всё же эта обособленность слова от музыки немного смущала. Как будто для того, чтобы объединить два слагаемых, литературно-музыкальной композиции не хватило режиссуры. Примечательно, что отчитав, артисты умолкали и садились на стулья с безучастным видом. Хочется верить, что так было задумано: было что-то в этой отрешённости типично интеллигентское.

Если актёрский дуэт в композиции представлял интеллигенцию, то за народ были самые неожиданные участницы действа — артистки ансамбля «Антари Поморья». Казалось бы, в участии традиционного коллектива в мероприятии филармонии не было ничего необычного. Но они исполнили «Боже, царя храни». Под орган! А затем, после китчевых «конфеток-бараночек» и революционного «Яблочка», страшного в своём, акапельном исполнении, — уже «Интернационал».

Первая реакция была — шок. А потом — осознание того, что это правильно. Как и то, что закончился вечер строками из стихотворения Максимилиана Волошина «Гражданская война»: «Молюсь за тех и за других».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.