В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Архангельские зрители «открыли» нового Валерия Баринова — лирического

Архангельские зрители «открыли» нового Валерия Баринова — лирического

25.09.2017 19:15Мария АТРОЩЕНКО
24 сентября в архангельском театре драмы с лирическим моноспектаклем в двух частях выступил народный артист России Валерий Баринов.

Это выступление в рамках проекта «Тет-а-тет» стало своего рода предоткрытием 85-го сезона в драмтеатре: настоящее же открытие — комедийной мелодрамой «Амфитрион» — состоится 30 сентября.

Валерий Баринов сыграл более 150 ролей в кино и почти 50 лет служит театру, но массовый зритель знает его по ролям чьих-то отцов и генералов, которые «не знают слов любви». Всем вроде бы и понятно, что Баринов — артист большой, но насколько — позволяют судить не все его роли в телефильмах и сериалах.

Другое дело — сольная лирическая программа: какой простор там открывается для актёрского мастерства и слов о любви! Поэтому для архангельского зрителя монопрограмма из двух частей — «Метели» и «Я любил, и я изведал…», — стал уникальной возможностью узнать настоящего артиста Валерия Баринова — во всём его диапозоне.

И хотя в первом отделении зрителей ждала трепетная пушкинская «Метель», начал Баринов монументально и мощно, но тоже с пушкинского — «Пророка», который «духовной жаждою томим».

Силы природы и таланта

Пушкинскую «Метель» актёр читал в замечательной компании — сводного симфонического оркестра, костяк которого состав Архангельский камерный оркестр во главе с дирижёром Владимиром Онуфриевым. Маэстро в этот вечер тоже был на высоте. Он «сыгрывал» оркестр, который впервые собрался вместе, ведь к архангельским музыкантам присоединились петербуржцы и артисты ансамбля Arktisk Symphonietta из Тромсё.

Пушкинская повесть в устах Валерия Баринова звучала чрезвычайно обаятельно, а сам актёр полностью сроднился с литературной маской рассказчика. Он был не Бариновым из 2017-го, а, наверное, тем самым Иваном Белкиным, чьим именем Пушкин объединил пять своих повестей. Читая, он был рассказчиком из того самого 1811-го, в котором разворачивается сентиментальная трагедия несостоявшейся женитьбы бедного прапорщика Владимира на Маше, а затем — из послевоенного 1812-го, когда Марья Гавриловна встречается с тем, с кем была венчана — с Бурминым.

В голосе рассказчика Баринова звучала то добрая улыбка взрослого человека над наивностью и пылкостью первой юношеской любви, то самое искренне сострадание бедному прапорщику, который всё никак не мог добраться до деревушки, где в церкви ждала его Маша. Такое же сочувствие несчастному влюблённому сквозило и в музыке Георгия Свиридова, которую филигранно играли музыканты оркестра.

А то, как Валерий Баринов каждый раз произносил слово «Метель» — заключало в себе отдельный вид искусства. «Мете-е-ель!» — громыхал Баринов: это слово в его устах превратилось в грозное изображение стихии, неумолимого рока, который стоит на пути у людских чувств, грозной силы, которой человек ничего не может противопоставить.

Как и повесть, чтение и музыка закончились на высокой эмоциональной ноте. Валерий Баринов поблагодарил оркестр за аккомпанемент глубоким поклоном. Во втором отделении артист, действительно, остался со зрителями тет-а-тет.

На репетиции: Валерий Баринов и главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко.На репетиции: Валерий Баринов и главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко.

«Ты говоришь, что нет любви во мне…»

Второй акт моноспектакля Валерий Баринов, как и обещал в интервью «Региону 29», начал с фрагмента из программы «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала». Эта строчка из стихотворения Булата Окуджавы красной нитью объединила всю программу в миниатюре: стихотворение за стихотворением. О войне Баринов говорил стихами Сергея Орлова, Константина Симонова, Александра Твардовского и того же Окуджавы — знаменитую «Бери шинель», последний куплет которой он пропел.

Прежде же, чем посвятить остаток вечера стихам и прозе о любви к женщине, актёр сказал несколько слов о своей бесконечной любви к театру, который, по его мнению, — «совершенно замечательное место».

— Если у вас болит зуб, то, когда вы выйдете на сцену, он пройдёт, — рассказал народный артист.

Но всё же главной темой второго отделения была любовь. А его смысловым ядром — даже не стихи, а прозаическое произведения — рассказ Ивана Бунина «Однажды на святках», который также называют по имени главной героини — «Ида». Этот рассказ на несколько страниц актёр воспроизвёл буквально и без всяких шпаргалок, полностью погрузив зрителей в эту историю о несостоявшемся романе. Зал рукоплескал. 

Похвала от народного — архангельским актёрам

А сам Валерий Баринов весьма высоко отозвался об архангельском драмтеатре. В эти два дня он даже успел посмотреть один из его спектакль — главную премьеру прошлого года — «Грозу», — и остался доволен. Он высоко оценил игру актёров:

«Я увидел профессиональных, серьёзных артистов с большими перспективами. Я не понимаю, когда скептически говорят некоторые наши коллеги, — провинциальный актер. Я тоже из провинции и первые свои слова высоким гнусавым голосом произнёс со сцены орловского театра. В Архангельском театре драмы меня поразила творческая, рабочая атмосфера: артисты выкладываются на сцене на 100 процентов».

Он также поделился, что с удовольствием поработал бы с архангельским драмтеатром в будущем. Так что, возможно, Валерий Баринов в Архангельск ещё вернётся.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.