За 40 лет преподавания он выпустил сотни учеников, которые после окончания школы могут назубок воcпроизвести сложные формулы и до сих пор помнят, как именно им объяснял материал учитель. С заслуженным учителем России и его учениками встретилась Владлена Романова.
Александр Изентеевич Рай - заслуженный учитель России, в 1998 году стал участником всероссийского конкурса «Учитель года» и получил приз зрительских симпатий. Сорок лет своей жизни посвятил преподаванию физики в школе. Признаётся: предмет в его работе не главное.
Александр Рай:
«Я должен две вещи сделать хорошо. На первом месте - воспитать человека. Физика не на первом месте. На втором месте, действительно, тем ребятам, которым нужна физика для дальнейшего обучения, их профессии, я должен дать хороший уровень знаний здесь, в школе».
После института попал по распределению в школу в Варандее, где проработал шесть лет. Молодой учитель отдавался любимому делу полностью.
Выпускник 1985 года Варандейской школы № 1 Светлана Орлова:
«Он мог всю ночь заливать школьный каток, чтобы за ночь замёрзло, чтобы утром была физкультура и дети занимались физкультурой и каток был готов. Он всю ночь мог делать этот каток, и утром мы приходили на уроки, а он засыпал».
После работы в Ненецком округе Александр Рай стал работать учителем физики в 22-й средней школе Архангельска. Здесь он преподаёт и сейчас. Отлично помнит всех ребят, которых когда-то учил, поддерживает с ними связь. А у бывших учеников спустя десятки лет одни из самых ярких воспоминаний о школе связаны с уроками физики.
Выпускник 1993 года школы №22 Архангельска Денис Кузьмин:
«Он никогда никого не выделял. Это самое главное качество учителя, потому что для него 30 человек в классе, в потоке - 100 человек. Для каждого он найдёт свое слово».
Его ученики показывают отличные результаты, становятся призёрами и победителями городских, областных и всероссийских олимпиад по физике. Райский педагог легко превращает теорию в запоминающееся шоу.
Александр Рай:
«Мы, в общем, обыгрываем буквально, аналогии какие-то приводим. То есть ученик может перевоплотиться, ситуация может превратиться в реальную какую-то действительность, и вроде мы говорим о физике, а на самом деле обыгрываем какой-то процесс, то есть театрализованность некая».
Бывшие школьники и спустя годы после выпуска легко вспоминают учебную программу.
Его последнее классное руководство закончилось пять лет назад. Тогда любимые ученики подарили своему Поморскому Эйнштейну его копию в полный рост - чтобы помогал сохранять дисциплину в отсутствие учителя. А это современные выпускники. Пока Александра Изентеевича нет в классе, мы попросили ребят рассказать о своем учителе физики:
Он любит тут на каждом уроке какие-нибудь фишечки.
Ну это самый такой неординарный учитель. Таких нет больше в школе. Он интересно ведет предмет.
Ну как… иногда скажет, знаете, с таким взглядом, полным боли и непонимания: «Почему вы не учите физику? Она же вам нужна! Нужна!»
Александр Изентеевич часто даёт мастер-классы молодым педагогам, показывает свою методику. Мы попросили дать совет, который, на его взгляд, поможет любому учителю в непростом труде:
«Надо любить детей и совершенствоваться. И тогда всё будет хорошо. Быть добрым! Потому что наша работа строится на добре просто. Просто на добре».