На дорогах Поморья за сутки погиб один человек и пострадали ещё семеро
ТВ
13 этаж. Главный режиссёр архангельского драмтеатра рассказал о новом театральном сезоне

13 этаж. Главный режиссёр архангельского драмтеатра рассказал о новом театральном сезоне

10.10.2017 21:08Алексей ШЕМЯКИН
Интервью Алексея Шемякина.

Алексей Шемякин (далее корр.): Здравствуйте. Эфир архангельского телевидения продолжает программа 13-й этаж, с вами Алексей Шемякин. Так уж повелось, что именно осенью, в сентябре, оживает театральный, концертный сезоны. Этот год для архангельского драмтеатра и зрителей юбилейный. Мы вступаем в 85 сезон. Каким он станет? Чего ждать нам, зрителям? Что интересного, как это бывает, представят нам артисты драмтеатра? Поговорим об этом сегодня с главным режиссёром Андреем Тимошенко. Андрей Николаевич, здравствуйте. 

Андрей Тимошенко (далее А.Т.): Здравствуйте. 

Корр.: Если немного отойти назад, могли бы вы кратко рассказать об итогах предыдущего театрального сезона. Всё получилось? 

А.Т.: Всё получилось. Может быть, даже больше, чем мы планировали. Потому что девять запланированных премьер мы выпустили. Мощные и серьёзные. Многие артисты достигли творческого прорыва. И сам театр тоже сделал серьёзный прорыв, выйдя на такое количество премьер. В сезоне, который сейчас наступает, наверное, такого количества премьер мы уже не будем выпускать. У нас есть главная премьера этого сезона – это “Последнее искушение Михаила Ломоносова”. Эта пьеса специально написана для нашего театра Анастасией Экоревой. Эту пьесу мы представим нашим зрителям в апреле. Таким образом ознаменуем юбилейный сезон театра имени Ломоносова. На нашей сцене очень давно материал шёл про Ломоносова, а пьесы давно не было. Нам бы очень хотелось, чтобы эта личность, которая нам очень интересна и мне лично, рассказать о ней как о человеке. Мы все говорим только о великом ученом, но он живой человек. И пьеса написана о живом человеке, который заблуждался, совершал не очень красивые поступки.

Корр.: То есть он не просто человек с картинки, а реальный персонаж? 

А.Т.: Не памятник. Он нам очень интересен как человек. Меня потрясло то, что человек, который вырос здесь, приезжает в Петербург. Вы представляете, что такое  Петербург в то время? Это то же самое, если бы я сейчас попал на Марс. То есть странные костюмы, странные люди с какими-то париками. Холмогорский мужик попадает на другую планету. Как он осознаёт себя в этом городе, как он себя находит, как он не теряет цель своего приезда – это очень интересно. 

Корр.: А кто вживается в образ Ломоносова? 

А.Т.: Это секрет. Это наша интрига. У нас была открытая читка и распределение ролей, на которую мы приглашали зрителей. Это мы впервые делали. Весь процесс создания этого спектакля будет публичным. Я дал задание артистам на лето – они будут представлять своих персонажей публично. Это очень интересно. Главного героя мы пока что держим в секрете. 

Корр.: Вы упомянули зрителей. Если ещё раз отойти к прошлому театральному сезону, вы получили ту обратную связь от зрителя, которую хотели?

А.Т.: Да. Зритель очень любит наш театр.  Есть зрители, которые любят классические произведения. Есть те, кто любят комедии. У нас главный областной театр, и мы должны как-то ориентироваться на разного зрителя. При этом мне кажется, что появился какой-то новый зритель. Зритель, который готов к диалогу и готов слушать то, о чем мы говорим в разных жанрах и разных спектаклях. И такого зрителя мы обрели тоже в прошлом году. Конечно, он всегда был. Но стало заметно, он понял, что мы ведём диалог с ним, что мы ради зрителя работаем. Кажется, общение у нас получилось. 

Корр.: Театр идет в одну ногу со зрителем или зритель идет в одну ногу с театром? 

А.Т.: Я думаю, что тут какой-то процесс, направленный друг к другу. Конечно же, театр должен быть ведущим, ледоколом. Мы проламываем этот лёд, и зритель как-то подтягивается. Но зависит и от них – поплывут ли они с нами в это плавание. 

Корр.: То есть это всегда непредсказуемо? 

А.Т.: Мы, конечно, просчитываем эту реакцию. Мы профессионалы. Но бывает по-разному. Бывает очень неожиданная реакция на какие-то спектакли. У нас сейчас самый посещаемый и продаваемый спектакль – это «Гроза». С одной стороны, я понимаю, что это школьная программа. Но когда я брал эту пьесу, завлет Нина Борисовна Сомалович была против, потому что последний опыт нашего театра с этой пьесой был неудачный. Я е не послушал, взял эту пьесу вопреки ее советам. И получился успех. Не только у школьников, которые приходят на этот спектакль, но и у взрослой аудитории. Самый ценный отзыв, который я прочитал, где девушка из САФУ написала: «Я вдруг поняла, что Катерина – это живой человек, а не просто женский хрестоматийный персонаж. Просто обычная женщина, которая хочет любить». Когда мы делаем спектакль, мы рассказываем зрителю о них самих. Живые люди должны быть на сцене, такие же живые, как сидят в зале. Когда зритель сидит и видит на сцене таких же людей, страдающих и чувствующих, то он сопереживает. Это очень важно. 

Корр.: Андрей Николаевич, вы открываете сезон 30-го сентября комедией по пьесе немецкого драматурга Петера Хакса «Амфитрион». Почему именно это произведение?

А.Т.: Это очень интересная античная история любви, которая Петером Хаксом более современным языком рассказана и абсолютно современно передана Владимиром Хрущёвым, приглашенным режиссером, на сцене нашего театра. Это абсолютно новаторская постановка с использованием каких-то интересных режиссерских ходов. Участвуют молодые актеры, которые уже мощно заявили о себе – Иван Братушев, Михаил Кузьмин. Я думаю, что тема любви, измены, доверия актуальна. Режиссёр перенес действие на северную почву, сделав Амфитриона моряком, капитаном дальнего плавания. Сюжет какой – он уходит воевать, а жена остаётся, приходит бог, который принимает обличие мужа и соблазняет её. Такая хрестоматийная и банальная, с точки зрения быта, история, но интересно смотреть, как герои проходят через это, любовь торжествует и побеждает все неурядицы. Потому что любовь – всепобеждающая сила. 

Корр.: А сложно вообще ставить спектакли о любви? Ведь о ней же практически всё сказано, и любовь везде побеждает. 

А.Т.: Вообще все спектакли о любви. И спектакли ставить сложно. Но если, допустим, есть понимание, есть желание, есть что сказать зрителю, когда есть взаимопонимание с актерами, когда мы командно работаем, то это очень  увлекательный процесс. Тут недавно один режиссёр известный, не буду фамилию говорить, сказал в интервью, что театр – это такое приятное времяпрепровождение, и самое неприятное из этого  - репетиция. Так вот я немножко оскорбился на это, потому что для нас репетиция – это самое приятное. Когда премьера выходит, спектакль – уже как корабль, уже поплыл, он уже не принадлежит мне, он живёт какой-то другой жизнью, своей, хотя я всегда повторяю, что премьера – не приговор спектаклю, мы всегда спектакль улучшаем, изменяем, где-то видим какие-то просчеты, как нам кажется, но, тем не менее, репетиции – это увлекательнейший процесс. И даже то, что он сложный, это тоже интересно. Вот тот же Валерий Баринов, с которым мы общались, который приедет у нас в сентыбре с «Метелью» Пушкина, замечательный такой моноспектакль, он как-то сказал, что «Я люблю режиссеров, которые ставят мне невыполнимые задачи. Чтобы режиссер поставил мне задачу и я ходил месяц, думал, и когда я это преодолеваю, решаю, это высочайшее счастье, эйфория». И я думаю, что он прав.

Корр.: Вот вы привозите Валерия Баринова, сказали о премьере в апреле. Что ещё готовит драмтеатр в его юбилейный сезон зрителю?

А.Т.: Если говорить о приезжих артистах великих, это ещё Евгений Князев, у нас будет в конце октября с «Борисом Годуновым», это интересная история, тоже моноспектакль, но будет камерный оркестр, это будет мощно и глобально. Мы готовим сейчас премьеру на камерной сцене, это «Загадочное убийство собаки» режиссёра Сергея Ермилышева. На Новый год мы восстанавливаем спектакль «Щелкунчик», который у нас шёл и был поставлен мной 7 лет назад, потом мы его списали, он не шёл у нас некоторое время. Но с некоторыми актерами мы его делаем, это будет новый спектакль, это не реанимация старого, а новый абсолютно спектакль. Публика его очень полюбила, а за 7 лет выросли дети, которые его ещё не видели, думаю, что с большим восхищением и восторгом к нам придут на этот спектакль. Но «Ломоносов», как я сказал – это самое глобальное. У нас есть проект с детьми, это «Урфин Джюс», с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Режиссёр Анастас Кичик его делает, это тоже будет осенью. И есть несколько работ, которые мы запустили, но даты премьер не выставили. Это ранее заявленные «Братья Карамазовы», линия Алеши, режиссер – Сергей Ермилышев. И в конце сезона я начну работу над пьесой Эдуардо де Филиппо, это «Рождество в доме сеньора Купьелло». В этом же сезоне, в мае, у нас будут наши традиционные фестивали «Родниковое слово», которые раз в два года проходят. И уже много заявок интересных. Фестиваль выходит на новый уровень, очень интересные спектакли, и с каждым годом все интереснее и интереснее, и я думаю, что мы порадуем наших зрителей. Очень бы хотелось нам привезти, как в прошлый раз мы привозили, «Братья и сёстры», величайший спектакль, очень хотим привезти другой величайший спектакль, это «Евгений Онегин» Римаса Туманиса, Вахтанговского театра, если вдруг получится. Очень надеемся на это, потому что это один из величайших спектаклей, из тех, которые создают историю театра. И сейчас, пока есть возможность, мне бы очень хотелось, чтобы наши замляки увидели этот спектакль. И мы ещё планируем провести научно-театральный фестиваль. Он заявлен на июль месяц. Это тоже наш проект в рамках юбилейного сезона, в рамках спектакля «Михаила Ломоносова». Мы создаем такой интересный проект, который, может, будет ежегодным, потому что мы считаем, что Михаил Васильевич – это уникальная личность, которая соединяет в себе искусство и науку. И он понял, что законы, создающие искусство и науку, они едины. И мы поняли, что наука нуждается в популяризации и в театре. А мы нуждаемся в науке, потому что мы используем технологии. И соединить это на улице, в объектах, где научное открытие будет использовано как театральный сценический текст – это такой эксперимент для нас, потому что мы будем пробовать новые сценические формы. И для учёных, для изобретателей это будет площадка со слоганом «Изобрёл велосипед – приходи, мы расскажем об этом». 

Корр.: Андрей Николаевич, вы уже упомянули, что в спектакле «Амфитрион» будут заняты молодые актеры. Если говорить о труппе, то в этот сезон удалось кого-нибудь приобрести?

А.Т.: Мы приобрели в прошлом сезоне двоих артистов молодых. В этом сезоне также планируется приезд двоих актеров. У нас в этом сезоне очень хорошие новости, у нас очень много актрис уходит в декрет, у нас такой плодовитый сезон во всех смыслах. У нас переженились летом, сейчас ещё одна свадьба будет замечательных наших актёров в октябре, 16-го числа, Вадима Венчилова и Кристины Ходорцевич, в театре.  Я думаю, что это тоже очень хороший показатель, когда артисты женятся, рожают детей. И мы сейчас в этих условиях делаем вводы какие-то, чтобы у нас репертуар шел, и ждём их уже обратно. Но они очень быстро придут, я думаю, потому что без театра они не могут. Так что есть приобретения у нас очень хорошие. Я могу сказать, почему молодые – нам, конечно, нужны артисты среднего поколения, мы бы с удовольствием их взяли, но, к сожалению, это проблема не только нашего театра. Потому что хорошие артисты среднего поколения уже устроились в других театрах, а те, кто перекочевывают из одного театра в другой – это люди, собственно, нам не очень интересные. 

Корр.: Но ведь можно взрастить своих до среднего поколения.

А.Т. Вот мы и решили, что будем брать молодых, быстро взрослеющих, и так у нас, собственно говоря, и происходит.

Корр.: Андрей Николаевич, что бы вы хотели сказать зрителю, своему зрителю, накануне открытия 85-го сезона?

А.Т.: Я хочу сказать: приходите к нам в театр, мы вас не разочаруем. Мы для вас готовим много сюрпризов, потому что мы вас любим, мы работаем для вас, и мы всегда будем рады видеть вас в театре.

Корр.: Андрей Николаевич, спасибо, что пришли сегодня. До встречи в театре. Я напоминаю, что сегодня гостем программы «13 этаж» был главный режиссёр архангельского областного драматического театра имени Михаила Васильевича Ломоносова Андрей Тимошенко. Спасибо, что это время провели с нами, и до встречи.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.