Погибших альпинистов из Архангельска эвакуировали с горы в Непале
1/12
Общество
В Архангельске с «детьми дождя» занимается пёс-спасатель

В Архангельске с «детьми дождя» занимается пёс-спасатель

28.09.2017 16:09Мария АТРОЩЕНКО
В архангельском центре комплексного сопровождения детей с аутизмом «Азимут» стартовал проект по канистерапии.

Курс канистерапии — лечения и реабилитации с помощью специально обученных собак — включает десять коротких занятий. Бордер-колли Амиго (он же Миг или Мигуля) — профессиональный поисковик-спасатель. Вместе со своим наставником — спасателем-кинологом Александрой Гусевой — он прошёл обучение методу канистерапии в московском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида».

Александра Гусева и Амиго.Александра Гусева и Амиго.

Пять лет он отработал вместе с Александрой и  детским психиатром Верой Яковлевой в психиатрической больнице в Талагах с детьми, которые пережили психотравмы — жестокое обращение, потерю близкого человека: помогал им снижать уровень тревожности и агрессивности.

Терапевт с влажным носом

По словам директора центра «Азимут» Марии Пискуновой, в терапевты берут таких собак, для которых общение с людьми важнее даже, чем пища. Амиго — как раз такой. «Ну, давай поиграем, а?» — говорит он своими карими глазами, заглядывая в человеческие. Мячик он несёт и детям, и мамам, и специалистам, и даже незнакомцам вроде нас.

Конкретно на работу с «детьми дождя» собак не ориентируют, но есть свои особенности — в этом случае канистерапия направлена, как правило, на развитие коммуникативных функций и речевой активности.

Вера Яковлева.Вера Яковлева.

— Мы ставим задачи в зависимости от тяжести расстройств, — отмечает Вера Яковлева. — Например, дети с аутизмом не дают прикасаться к своей голове, поэтому на занятиях мы причёсываем Амиго: так через собаку мы проецируем действия и эмоции на ребёнка.

Специалисты отмечают, что собака должна родиться терапевтом, иметь к этому особую предрасположенность. Так, Амиго в течение индивидуального или парного сеанса порой могут дёрнуть за хвост или запустить в него мячиком — он не то, что не лает или не огрызается, даже вида не подаёт! А лай на занятиях вообще недопустим: он гавкал лишь однажды — по команде, — когда один мальчик попросил.

Погладил — это успех!

В центре с Амиго не бывает ни одного занятия, похожего на предыдущее. Сценарий им задают дети, каждый по своему готовые общаться с псом-терапевтом. У Александры Гусевой есть и другая, личная, собака — бордер-колли Ася. Но она, по её мнению, к таким занятиям ещё не вполне готова: слишком напористая, может и на плечи ребёнку лапы положить. Зато Миг — более аккуратный.

К другому малышу — обычно активному, но на этот раз сонному — он тихонечко подходит и тычется мокрым носом ему в лоб. А как мальчик начинает беспокоиться — тактично отходит на шаг назад. Затем снова подходит и ложится у мальчика в ногах. А один из мальчиков, который панически боится любых животных, на последнем занятии впервые гладит Амиго, — и это большой успех! 

Даже такому универсальному солдату, как Миг, порой требуется разгрузка. По окончании сеанса пёс уходит в отдельную комнатку — отдыхать. 

— Он берёт часть проблем на себя и очень устаёт на занятиях — в эмоциональном плане, — говорит Вера Яковлева.

«Азимут» встречает новеньких

В эти дни в «Азимуте» проходит семинар для сотрудников с участием специалистов Псковского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Отметим, что псковский центр делится с архангельским наработками ещё с прошлой весны, когда «Азимут» только открывался. Так, архангелогородцы ездили в Псков на стажировку в центр, а на апрельскую конференцию в столице Севера приезжал его директор Андрей Царёв.

Мария Пискунова.Мария Пискунова.

— У них выстроена уникальная система оказания помощи — от ранней, буквально с рождения ребёнка, до совместного проживания в квартирах с повзрослевшими людьми с ментальными нарушениями, — отмечает Мария Пискунова. — Опираясь на их опыт, мы надеемся выстроить подобную систему в нашем городе.

В частности, семинар в «Азимуте» посвящён психологическому сопровождению работы с семьёй.

— Работа с родителями настолько же сложна и важна, как и работа с детьми, — говорит Мария Пискунова. — С родителями на разных стадиях принятия диагноза, с разными моделями поведения. От того, насколько успешно выстроена работа с родителями, зависит успех работы с детьми.

Кроме того, в «Азимут» пригласили педагогов школ и детских садов, в частности тех, в которые ходят подопечные центра. 

— Мы предлагаем им свою методическую помощь, так как особенности работы с детьми с аутизмом знают не все. А их очень много, плюс сами дети очень разные, поэтому учителя в школах, бывает, сталкиваются с проблемами, — добавляет Пискунова.

По её словам, в центре есть специалист по школе — педагог начального образования, — который работает с первоклассниками, адаптирующимися к школе после детского сада.

Кстати, 1 октября первая группа подопечных «Азимута» отправится на каникулы — на поддерживающий режим на три месяца. При этом они продолжат ходить в школы и сады. А на их место придёт новая группа из 30 человек.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.