В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/7
Общество
В Архангельске прошла масштабная конференция по сопровождению детей с аутизмом

В Архангельске прошла масштабная конференция по сопровождению детей с аутизмом

28.04.2017 09:23Мария АТРОЩЕНКО
В межрегиональной конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» приняли участие порядка 200 человек.

В первый день конференции, 26 апреля, в правительстве области собралась межведомственная рабочая группа по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) в регионе. Кроме того, родители из архангельской организации «Ангел» встретились с признанными экспертами — директором Псковского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андреем Царёвым, директором центра развития «Солнечный лучик» из Череповца Татьяной Канарской, а также супругами Сергеем и Татьяной Морозовыми из благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям «Добро».

А 27 апреля конференция переместилась в СГМУ и была посвящена знакомству с лучшими практиками сопровождения детей с аутизмом.

Отметим, что за последний год с подачи активных родителей и при поддержке правительства Архангельской области помощь юным северянам с аутизмом и их семьям стала одним из ведущих направлений работы социального кластера региона. 

В декабре 2016 года по итогам конкурса «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в Поморье была утверждена региональная программа «Ты не один», которую поддержала Корпорация развития Архангельской области. На реализацию программы в 2017–2018 годах область получила 16 миллионов рублей. 

— Эта конференция — одна из составляющих большой комплексной программы, которую мы начали реализовывать в Архангельской области, исходя их запросов общества, — отметила заместитель председателя правительства Поморья Екатерина Прокопьева. — К нам обратились родители детей с аутизмом, и мы осознали, что в области у медиков, педагогов, социальных работников пока ещё не было сформировано понимание, как работать с детьми с РАС. В этой конференции принимают участие не только те, кто хотел бы узнать что-то новое, но и те, кто уже наработал некий опыт: гости из Москвы, из Пскова, из Карелии. Мы пригласили сюда лучшие практики. 

Как доложила  главный внештатный детский специалист психиатр-нарколог регионального минздрава, заместитель главврача Архангельского психоневрологического диспансера Анна Еремеева, на 1 января 2017 года в детской психиатрической службе области наблюдается 284 ребёнка, у 40 процентов из них диагноз «аутизм» — основной, а у остальных — сопутствующий. Причём показатель общей зарегистрированной заболеваемости за три года возрос почти в 3 раза.

Заместитель председателя правительства области Екатерина Прокопьева. Фото Артёма Келарева.Заместитель председателя правительства области Екатерина Прокопьева. Фото Артёма Келарева.

Выглядит обнадёживающе

Председатель Общества помощи аутичным детям «Добро», ведущий научный сотрудник отдела непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования Федерального института развития образования Сергей Морозов приехал в Архангельск на конференцию уже второй год подряд.

— В Москве работа с детьми с РАС построена очень сложно, потому что спрос на неё очень большой, — отметил Морозов. — Как пошутила одна дама из министерства образования, «коррекцией аутизма не занимается только ленивый». Но если говорить о качестве этой работы, то нам есть, куда двигаться.

Эксперт также не оставил без внимания, как область «продвинулась» за год.

— За этот год у вас так много произошло: появилась и программа, и президентский грант, который позволил её реализовывать. Я очень надеюсь, что у вас всё будет нормально, — сказал Сергей Морозов. — Вчера мы были на заседании межведомственной рабочей группы, и, как мне видится, всё это выглядит очень обнадёживающе.

Ранняя диагностика: не 100-процентная, но необходимая

Свой доклад Сергей Морозов посвятил вопросам ранней диагностики РАС. По словам Морозова, диагноз «аутизм» редко ставится до трёх лет, хотя ранняя помощь более успешна: результаты коррекции достигаются с помощью меньшего объёма работ. Тем не менее, она сопряжена с рядом трудностей: в раннем возрасте симптомы проявляются в незрелых формах и велика вероятность ложной постановки диагноза. То есть, по словам специалиста, возникает своего рода парадокс: с одной стороны, достоверный диагноз трудно поставить ребёнку до трёх лет, но с другой — чем раньше это произойдёт, тем лучше.

Но есть и оптимальный вариант: не ставя окончательного диагноза медик может отметить, что ребёнок, в поведении которого проявляются определённые признаки, находится в группе риска. Например, 82 процента детей с РАС не показывают пальцем, 53,8 — не приносят показать родителям что-то — например, камушек на пляже, 64 — не откликаются на имя. Большинство детей с РАС также не повторят гримасу, которую взрослые им состроят.

Тем не менее, по словам Сергея Морозова, родителям не следует делать выводы только из поведения детей.

— Я обожаю прикладной анализ поведения, но начинать с него нельзя, — отметил специалист. — В раннем возрасте оценить обучаемость и потенциал очень сложно. Поэтому как в юриспруденции есть презумпция невиновности, здесь должна быть презумпция того, что у ребёнка есть потенциал. Поэтому начинать нужно с методик, которые ориентируются на развитие, на эмоциональное воздействие, на мотивацию. Я не могу сказать, что это обязательно даст хороший результат, но, по крайней мере, ничего не испортит. А по мере развития ребёнка, по мере формирования более чёткой клинической картины, возникает необходимость поменять ведущий коррекционный подход. И здесь может появиться всё что угодно, вплоть до самых жёстких поведенческих методов. К моменту постановки диагноза ребёнок из системы оказания ранней помощи должен перейти в системы образования.

Руководитель социального кластера КРАО Юлия Ковалёва. Фото Артёма Келарева.Руководитель социального кластера КРАО Юлия Ковалёва. Фото Артёма Келарева.

Синхронизировать коррекцию

По словам руководителя социального кластера Юлии Ковалёвой, сейчас основная задача — сформировать комплексную непрерывную систему сопровождения детей с аутизмом.

— Мы только в начале пути, мы не боимся этого говорить, — отметила Юлия Ковалёва. — В прошлом декабре мы утвердили программу «Ты не один», которая направлена как раз на формирование комплексной системы сопровождения. Мы отправили на ознакомление эту программу нашим знакомым экспертам — Сергею и Татьяне Морозовым, Андрею Царёву. Мы очень рады, что они готовы её экспертно укрепить. 

Считанные дни остались до открытия архангельского центра помощи детям с аутизмом. Перед его открытием его будущие сотрудники стремятся впитать как можно больше знаний и навыков.

— Существует большая ошибка, которую родители сегодня порой допускают, — когда они начинают свято верить в одну определённую методику, а ведь существует более 100 как диагностических, так и коррекционных методик, — пояснила руководитель социального кластера. — И мы сегодня, открывая центр помощи детям с аутизмом, выбираем разные обучающие площадки: мы побывали в Москве — получили начальные знания по прикладному анализу поведения — АВА. Также наши специалисты прошли обучение в Пскове: там выстроена система помощи от раннего выявления до взрослой жизни, когда люди интегрируются в социально-трудовые мастерские. Мы черпаем знания отовсюду. И что немаловажно — наши специалисты будут обучаться у Сергея и Татьяны Морозовых в центре «Добро». Для нас это очень важно. Обучение будет комплексное. Для нас очень важно посмотреть, как у центра «Добро» получается синхронизировать коррекционную программу с образовательными учреждениями.

Как рассказала Юлия Ковалёва, гости конференции побывали и в будущем центре. Не обошлось и без ценных замечаний.

— Безусловно, мы создаём красоту для наших детей, но мы получили ряд важных замечаний: всё должно быть убрано в шкафы, чтобы детей обстановка ни от чего не отвлекала. Нам также порекомендовали сделать перегородки из фанеры для того, чтобы педагог мог устанавливать с ребёнком контакт глаза-в-глаза. А всё, что у нас есть красивого, сенсорного, будет применяться в качестве поощрения ребёнка.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.