Открытие нового сезона собрало в Гостинках небывалое количество народа. В том, что Архангельск по-прежнему остаётся северной столицей джаза, не приходилось сомневаться: билеты в кассе разлетелись, в гардеробе не хватало номерков, а в Биржевом зале — стульев, ряды которых выстроились от камина до камина.
В первом отделении с новой программой выступил коллектив известнейших архангельских музыкантов — Тима Дорофеева (гитара), Виктора Хабарова (саксофон), Константина Седовина (флейта, вокал), а также участников легендарной джаз-группы «Архангельск» Владимира Резицкого — контрабаситста Николая Клишина и барабанщика Олега Юданова.
Программа на 90 процентов состояла из новых композиций Дорофеева и Хабарова. Первая из них называлась «Восход», что было очень кстати: что, как ни мелодия о новом дне, как о новом начале, может лучше отметить открытие сезона?
Несмотря на то, что видео-арт Сергея Жигальцова отправлял зрителей в виртуальный тур по северной деревне, сама же композиция, по ощущениям, отсылала к ненецкой тундре. Особенно сильно этническая составляющая чувствовалась в партии ударных — в ней слышались удары в бубны и перезвон колокольчиков в дуновении воздуха.
Эта композиция, тяготеющая к стилю «джаз-фьюжн», была довольно-таки интересным выбором для старта — вовсе не стремилась «раскачать» зал, а, напротив, настраивала на погружение в себя и на созерцание.
Отметим, что в композициях Тима Дорофеева, — а «Восход» как раз его, — гитары на удивление мало: чувствовалось, что автор не тянул одеяло на себя, а давал высказаться другим инструментам — саксофону, флейте и контрабасу.
Вещи Виктора Хабарова, например, динамичное «Ожидание» и мелодичная «Баллада о дожде» были более лаунжевыми и традиционно джазовыми.
Композицию «Тройка» — о той самой птице-тройце и любви к быстрой езде, — «Арт-ансамбль» исполнил в новой аранжировке: мелодия набирала темп, как и тройка орловских рыскаков, а эффект присутствия создавала всевозможная перкуссия Олега Юданова — настоящие бубенцы, трещотки. Чёткий ритм вызывал однозначные ассоциации с цокотом конских копыт.
Ансамбль закончил отделение диптихом «Размышление» — «Движение»: её запоминающийся лейтмотив пропел весь зал.
Острые козырьки
Представляя героев второго отделения, Тим Дорофеев сказал, что в Архангельске давно не слышали такого качественного ретро-джаза.
Музыканты из голландского Tango Extremo (оцените иронию — голландское танго) вызывали любопытство уже одним своим видом — костюмы как будто с чужого плеча (или из чужого века!), острые козырьки, как в одноимённом гангстерском сериале. Они словно сошлись с экранов фильмов о бутлегерах, а на видео у них за спинами в танце кружились знаменитые Фред Астер и Джинджер Роджерс.
К сожалению, эти джентльмены приехали в Архангельск без своей леди — скрипачки Тани Шаап, которую из Петербурга заболевшую отправили домой. Благо, что саксофонист Бен ван дер Дунген — между прочим, профессор Роттердамского университета, — аккордеонист Ханс ван дер Маас, клавишник Карлос Матос и контрабасист Марийн ван дер Вен без неё не растерялись.
Тем более, что компанию им составил знаменитый оперный и джазовый вокалист, солист Голландского национального театра оперы и балета Йоб Хубатка, отдалённо напоминающий в своём цилиндре, белых перчатках и гриме Александра Вертинского.
Ретро-наряды объяснялись просто: дело в том, что голландский коллектив, известный своим мастерством по части аргентинского танго, привёз в Архангельск программу Club Vaudeville — своеобразную музыкальную реконструкцию атмосферы варьете Парижа, Берлина и Нью-Йорка начала ХХ века.
Песни из Нью-Йорка 20-х словно созданы были для того, чтобы закружить в танце Дейзи Бьюкенен из «Великого Гэтсби», а французские, с характерным аккордеоном, переносили в кафешантан на Елисейских полях.
Сезон открыт! Теперь джаз будет звучать в Гостиных дворах каждую субботу в 18:00.