Общество
Архангельские школьники познали себя и устроили с учителями баттл по фактам
1/18

Архангельские школьники познали себя и устроили с учителями баттл по фактам

16.09.2017 14:14Мария АТРОЩЕНКО
«Неделя перемен» в архангельской школе № 50 имени дважды Героя Советского Союза Александра Шабалина закончилась. И это, действительно, было откровение.

С 11 по 15 сентября десятиклассники под руководством кураторов-участников петербургского проекта «Неделя перемен», разбившись на четыре группы, рисовали граффити, танцевали, откровенничали, записывали радиопередачу и даже привинчивали шпингалеты к дверям туалетных кабинок. И в завершающую пятницу проекта они представили свои достижения.

Школа говорит

Первыми отчитались участники потока «Социальная инициатива и инновации», который курировала исследователь, инициатор театрального проекта для подростков «Классная Драма» Мария Крупник. Этот блок начинался с постановки проблем, которые беспокоили школьников. Половину из них не устраивало то, что в школе ничего не происходит, а другую — что в ней неуютно. Так внутри одного блока образовались две подгруппки.

Первые быстро поняли, что, на самом деле, в школе происходит много чего интересного, просто об этом мало кто знает. Так они и решили наладить систему оповещения — школьную радиостанцию, которая должна была «приодолеть коммуникативный разрыв между учениками и администрацией».

Дальше ребята подыскали место для радиорубки — в кабинете психолога, — записали пилотный выпуск и обсчитали приблизительную смету по оборудованию. Так, по предварительным подсчётам ребят, на создание школьной волны потребуется порядка 153 тысяч рублей.

Ребята не только присверлили шпингалеты, но и нарисовали знак «Здесь не курят».Ребята не только присверлили шпингалеты, но и нарисовали знак «Здесь не курят».

…и делает

Ребята же из второй подруппы поработали руками. Перво-наперво они за собственные деньги, вооружившись дрелью и саморезами, прикрутили к дверям туалетных кабинок задвижки. 

Также ребята провели целый конкурс на дизайн-макет школьных скамеек и разработали шкафчики для сменной обуви. Правда, эти два начинания ещё далеки от завершения — с помощью директора школы активистам предстоит найти спонсоров. К слову, в американских школах, как, по крайней мере, показывают в голливудских фильмах, такие вопросы решаются массовой помывкой машин и выпеканием печенья на продажу.

Мария Крупник.Мария Крупник.

Тьютор Мария Крупник своими подопечными осталась довольна. Она не сомневается, что ребята смогут найти деньги на реализацию проектов.

— Я очень рада, что у каждого из проектов уже есть какой-либо практический результат, — отметила руководитель блока. — Я несколько раз повторяла ребятам, что ничего невозможного нет. В школе учится 1200 детей, и если каждый скинется хотя бы по 100 рублей, то вырученной суммы хватит на реализацию хотя бы одного проекта.

Хочешь спать стоя и захватывать планеты — танцуй!

Участники блока «Другое пространство" во главе с танцевальным педагогом из Берлина Катариной Ива Нагель подготовили перформанс на стыке пластического и даже уличного театра (хотя действо и проходило в помещениях школы).

Начался он в обычном классе: его участники просто спали на партах. Постепенно они стали оживать, и как заезженную пластинку, повторять слова: „45 минут 5-6 часов в день“. Они служили лейтмотивом своеобразного дня сурка, который подростки переживают в школе. А прервал эту монотонность танец. Самое интересное началось тогда, когда ребята прекратили танцевать и, ни слова не сказав, вышли из аудитории. Зрителей попросили следовать за ними (интересно, что танцевали ребята под песню Follow me into the jungle — „Ты последуешь за мной в джунгли?“) и быть максимально тихими.

Участники перформанса то тут, то там поджидали зрителей поодиночке. Каждый из них проговаривал какое-то желание, будь то вполне осуществимое: „Я хочу научиться писать книги“, до фантастических „Хочу научиться спать стоя“, „Хочу научиться захватывать планеты“ и „Хочу управлять временем“.

Затем — снова танец. И снова — преодоление границ. На этот раз — учительской. Там ребята разыграли типичный, по их мнению, этюд из жизни педагогов, а затем озвучили своё видение „своей“ школы:

„В нашей школе — праздник каждый день! В нашей школе учителя равняются на учеников! В нашей школе учат играть на гитаре!“.

Из котёнка не вырастет пёс

Десятиклассники из блока „Визуальные перемены“, представляя результаты своей недели, устроили зрителям своего рода экскурсию по школе — по местам, где они с помощью тьюторов — арт-менеджера Кристины Дрягиной и художника Антона Крупина из Архангельска — оставили своим любимым учителям послания — граффити с их „портретами“ и характерными фразами. 

По словам Кристины Дрягиной, у группы изначально была задача — осмыслить пространство через человека.

Более всего ребята вложились в арт, посвящённый словеснице Надежде Константиновне. Её любимая фраза — „Сейчас буду вести расследование“, — может, поэтому на граффити-портрете она похожа на мисс Марпл? 

А самым иносказательным получилось граффити у кабинета химии. В нём ребята изобразили беззаветную любовь преподавателя к ученикам и предмету, а также завидную способность объяснять сложные формулы и примеры простыми словами: как из оксида не могут получится кислоты, так из маленького рыжего котёнка не вырастет большой чёрный пёс.

Серию граффити завершил стрит-арт в подлинном понимании слова — на заднем дворе школы. В нём тоже зашифровано послание: „Полтос“ (то есть, 50-я школа) ломает стереотипы». Кроме того, участники блока оставили на стене свои портреты.

Такие же, как мы

Самым трогательным и заставляющим задуматься получился четвёртый блок проекта «Социальное взаимодействие» режиссёра, арт-куратора и театрального педагога Ады Мухиной, которая поставила знак «равно» между учениками и учителями.

В результате, не побоимся этого слова — социального эксперимента — подростки и взрослые смогли узнать друг друга с неожиданных сторон. Одни танцевали «Макарену», другие танцуют хардбасс. Одни частенько повышают голос, другие любят приклеивать жвачки под парту. Одни не любят ставить двойки, а другие любят забалтывать учителей. 

К концу перформанса-откровения становится понятно, что эти различия — совсем не бездна.

Во второй части представления учителя и ученики провели свой Versus. Но победителем в нём считался не тот, у кого больше панчей, а тот, кто смог максимально откровенно ответить на вопрос с «другой стороны». Интересно, что ребята в своих вопросах всячески пытались узнать о прошлом своих учителей — о тех днях, когда те сами были подростками — была ли у них школьная любовь или прозвище. 

Поразил всех один из молодых педагогов, который обратился у ученикам с речетативом, перед этим слово в слово повторив строки из одного из раундов Оксимирона в баттле с Гнойным.

А завершилось всё своего рода «братанием». Учителя и ученики выстроились в колонны друг против друга. Каждый из колонны в чём-либо признавался (в том, что никогда не летал на самолёте, или в том, что будет голосовать за Навального), а те, кто был с ним согласен, должны были перейти на другую сторону. Так ученики и учителя полностью смешались. Границ не осталось.

Арина Смолич.Арина Смолич.

По словам ученицы 10-го «а» класса Арины Смолич, раскрыться пришлось не только перед учителями, но и однокашниками.

— Мы все из разных десятых классов, поэтому было немножко сложно, — рассказала девочка. — Особенно в первый день, потом мы стали понемногу открываться друг другу. Сейчас мы вообще сильно сблизились. С учителями, наоборот, было не сложно, так как мы и так вместе работаем. Мы хотели узнать, какими они были раньше. И, оказывается, они были точно такими же, как и мы.

Участники проекта обнимают Аду Мухину.Участники проекта обнимают Аду Мухину.

Вам и не снилось

Прелесть проекта «Неделя перемен» в том, что он, как и любая инициатива, вызвал неоднозначную реакцию. Так, в этот вечер в школе был, по крайней мере, один человек, который не разделял восторга учеников, принявших участие в тренинге. Одна из работников школы, которая не пожелала общаться с журналистами, тем не мене, выражала неодобрение достаточно открыто. Настолько, что сначала мы по наивности приняли её реакцию за часть перформанса — уж слишком гипертрофированной была её «роль» типичного антагониста из советского подросткового кино — «Розыгрыша», «Вам и не слилось» и им подобных.

— Какой в этом смысл? — возмущалась дама. — В чём было самовыражение? И ради этого стоило отменять уроки на пять дней? А ничего, что через неделю проверка из департамента?

В чём-то, возможно, строгий педагог и была права. Возможно, кому-то и покажется, что дети зря потеряли пять учебных дней. Но она и другие критики забывают, что школа — это не только ЕГЭ, аттестация и контрольные. Это ещё и 11 лет жизни молодого человека, в которые ему должно быть комфортно. Да, что уж там — в которые он должен быть счастлив. И, вот честно, — в этот вечер ребята наверняка были счастливы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.