11 сентября для десятиклассников архангельской школы № 50 имени дважды Героя Советского Союза Александра Шабалина настала «Неделя перемен». Это совместный художественно-образовательный проект Гёте-института в Санкт-Петербурге и музейного фестиваля «Детские дни в Петербурге», который проходит по всему Северо-Западу. В течение школьной пятидневной недели с учениками 50-й школы Архангельска будут работать пять тьюторов из арт-сообщества Архангельска, Петербурга, Москвы и Берлина.

Подростки смогут ответить на вопрос «Что я могу изменить в своей школе?» и, более того, — действительно изменить. Силами искусства. Ради этого их даже освободили от уроков. Чем школьники будут заниматься вместо них — узнали журналисты «Региона 29».

Юлия Поцелуева.Юлия Поцелуева.

Социальный эксперимент в школе

Куратор проекта — директор по развитию музейного фестиваля «Детские дни в Петербурге», директор Театральной лаборатории Яны Туминой и координатор школы «Инклюзион» в Санкт-Петербурге Юлия Поцелуева рассказала, что на участие в проекте претендовали несколько школ Архангельска.

— В этом году мы провели настоящий конкурсный отбор, — рассказала Юлия. — Школы подавали заявки, потом мы проводили беседы по скайпу с руководством, и только потом уже выбирали площадку для проекта.

По словам Поцелуевой, выбор был непростым.

— Было несколько очень хороших школ, мотивированных на участие в проекте, — отметила куратор. — Мы смотрели, насколько школа готова к изменениям, насколько готова во всё это окунуться. Если мы зовём художников, понятно, что школа должна быть готова разрешить им прямо на стене что-то нарисовать. Для школы это тоже большое дело.

Не «училка» и «двоечник», а человек с человеком

Десятиклассников поделили на четыре группы — по четырём направлениями. 

Группа «Визуальные перемены», которую возглавляют архангелогородцы — арт-менеджер Кристина Дрягина и художник Антон Крупин, — будет вписывать граффити в школьное пространство. Ребята и их наставники решили выбрать фразочки и афоризмы пяти самых колоритных преподавателей школы и нарисовать по их мотивам небольшие трафаретные граффити около их кабинетов.

Группа «Визуальные перемены».Группа «Визуальные перемены».

Направление «Социальное взаимодействие» посвящено изменению системы взаимоотношений между учеником и учителем.

— Мне кажется, в Архангельске такой эксперимент проводится впервые: дети и ученики будут работать совместно, — пояснила Юлия Поцелуева. — Обычно проекты делают отдельно с детьми, отдельно — со взрослыми. Но куратор Ада Мухина совместит эти группы, и у их участников будет возможность понять, что стоит за стереотипным восприятием друг друга, как общение можно выстраивать иначе.

Ада Мухина.Ада Мухина.

Ада Мухина — режиссёр, арт-куратор и театральный педагог, основатель театрального проекта «Вместе» и образовательной методики «Школа документального театра». В 50-й школе она организует своеобразный театральный эксперимент.

— Сейчас, до обеда, ребята и педагоги показали, что у них есть некоторое разделение ролей и определённые страшилки о представителях «другой» стороны, — рассказала Ада Мухина. — Мне захотелось через театр, — а ведь театр — это диалог, — попробовать вывести их на другую территорию и из этих ролей. Эти люди существуют в одном пространстве достаточно большую часть своей жизни, и было бы жалко упускать возможность личностного общения. 

В группе — 12 десятиклассников и несколько педагогов. Результатом их работы станет перформанс.

— В нём они будут выступать в своих ролях, — пояснила Ада. — Например, у Ольга — учитель. Но ещё она — мать, женщина. И у ребят тоже есть другие роли. Многие из них даже не определяют себя как «ученика»: кто-то называет себя фантазёром, кто-то — ангелочком. Это мне и интересно.

Своим подопечным — и детям, и учителям — Мухина дала задания. Каждый должен был лечь на листок бумаги, а сосед — обвести фломастером его силуэт. Затем в свой силуэт нужно было вписать ответы на пять важных вопросов: 

  • Назовите троих человек, которых вы любите.
  • Назовите троих человек, которые повлияли на вашу позицию (один парень указал Карла Маркса). 
  • Назовите три книги или фильма, которые повлияли на ваши моральные принципы (тот же юноша вписал «Божественную комедию», «Капитал» и «Зов Ктулху»).
  • В какой ситуации вы столкнулись с тем, что другой человек мыслит совсем не так, как вы?
  • Что даёт вам силу быть самим собой?

Танцевальная группа Катарины Ива Нагель.Танцевальная группа Катарины Ива Нагель.

Внутри школы я танцую

Группа «Другое пространство» под руководством гостьи из Германии Катарины Ивы Нагель будет посвящена движению и танцу. 

— Этот проект о том, что не меняя ничего физически — не крася стены, — можно по-другому осмыслить пространство, — сказала Юлия Поцелуева. — Например, с помощью движений. Ребята будут наблюдать, как люди двигаются по школе, где они проходят быстро, где медленно, где людно, а какие пространства остаются пустыми. Из этого будет рождаться хореография.

Катарина Ива Нагель сама ещё не знает, о чём будет перформанс, который родится в итоге. Это зависит от школьников.

— У нас в группе очень много мальчиков, — рассказала Катарина. — Это очень необычно и мило. Я считаю, очень важно, когда в школе ученик может выразить себя с помощью своего тела. Как правило, в школе дети находятся в рамках: они должны сидеть прямо, поднимать руки. Здесь же они могут повести себя по-другому. Речь идёт о том, чтобы развить личность каждого ученика в отдельности.

Мария Крупник и её группа.Мария Крупник и её группа.

Культурой — против очередей в столовую

Последнее направление — «Социальная инициатива и инновации» — научит подростков социально-культурному проектированию. Или, грубо говоря, — выявить школьную проблему и подготовит проект её решения.

Наставник группы — куратор образовательной программы «Драматург+» фестиваля молодой драматургии «Любимовка», инициатор театрального проекта для подростков «Классная Драма» Мария Крупник. Она рассказала, какие житейские школьные проблемы волнуют её подопечных.

— Уже на первом этапе анализа звучали самые разные проблемы, — пояснила Мария Крупник. — Например, слишком много уроков литературы у физмат-класса, очереди и меню в столовой, нехватка шкафчиков для сменной обуви в раздевалке — вплоть до отсутствия щеколд в туалетных кабинках. Вместе мы попробуем решить одну из таких бытовых проблем. Нам важно пройти весь этап разработки и реализации проекта. Моя задача — показать детям, что за каждой проблемой стоят позиции разных сторон, и как с такими ситуациями справляться. В том числе, с помощью культуры.

Менять пространство — изнутри и снаружи

То есть, главным образом результаты четырёх проектов будут из области культуры. Мы спросили Юлию Поцелуеву, как появление граффити или танцевального перформанса может изменить жизнь школы.

— В один из наших предыдущих опытов ребята сделали пластический перформанс в классе — там было затемнённое пространство, свет… Да, потом это всё разобрали, и остался обычный школьный класс, но для участников проекта чудо уже произошло: класс полностью преобразился и стал местом творческого события. Мы можем менять пространство, а можем менять наше к нему отношение, — пояснила куратор «Недели перемен». — Или другой пример: когда актёры Большого драматического театра ставили спектакли в школьных пространствах, в гардероб одной из школ привели живую лошадь! Для школьников это стало событием, как минимум, на год.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.