В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/9
Общество
Художник-фотограф Эрмитажа: «В Архангельске исчезает старая архитектура. Её надо фотофиксировать»

Художник-фотограф Эрмитажа: «В Архангельске исчезает старая архитектура. Её надо фотофиксировать»

14.09.2017 12:46Мария АТРОЩЕНКО
В архангельском музее ИЗО открылась выставка фотопроекта «Мрамор-2» Юрия Молодковца.

Молодковец — фотограф-художник государственного Эрмитажа, автор фотографий к более чем 200 каталогам и альбомам, посвящённым собраниям и коллекциям Эрмитажа и книгам по истории и архитектуре Петербурга. Также он автор более 30 персональных масштабных фотопроектов, проходивших в выставочных пространствах России и Европы, член редакционных советов журналов «Эрмитаж» и «Проектор», шеф-фотограф журнала «Адреса Петербурга». 

«Мои глаза воспитал Эрмитаж»

Перед тем, как лично открыть в музее свою выставку, он провёл там же мастер-класс по арт-фотографии, на который пришли не только практикующие фотографы, но и любители искусства. Последних, правда, больше всего интересовало, как проходили съёмки календаря со знаменитыми эрмитажными котами: не боялись ли котики вспышки, и не появился ли у Молодковца свой любимчик.

Кстати, этот самый календарь автор подарил девушке, которая задала, по его мнению, лучший вопрос: «Что бы он посоветовал начинающим фотографам?». На него он ответил, что перво-наперво нужно получить максимально глубокое гуманитарное образование — для того, чтобы разбираться в искусстве и видеть красоту.

— Мои глаза воспитал Эрмитаж, — добавил Юрий Молодковец. — Я во всём мире вижу красоту и гармонию, надо лишь закадрировать.

Северные козули — в подарок от музейного объединения.Северные козули — в подарок от музейного объединения.

Начало большой серии

Сама же экспозиция «Мрамор-2» открыла в музее ИЗО серию выставок, посвящённых современной фотографии.

Заведующая отделом русского классического искусства Дарья Эрдман, которой доверили открыть выставку, рассказала, что Юрий Молодковец, который коллекционирует живопись, графику и фотографию ленинградского авангарда и современного искусства Петербурга, решил подарить музею работы современных петербургских художников.

В свою очередь, заместитель министра культуры региона Игорь Репневский подчеркнул, что одновременно с «Мрамором» работы Молодковца сейчас представлены в Архангельске на двух выставках — «Соловки. Крепость духа» и «Клюква. Берега».

Отметим, что «Мрамор-2» — это уже второй проект, который привезли в Архангельск в результате сотрудничества с Северо-Западным филиалом государственного музейно-выставочного комплекса «РОСИЗО». Первыми в столицу Севера прибыли «Смотрительницы» Энди Фриберга. И Архангельск, и Петербург надеются, что новые совместные проекты ещё впереди.

Скульптура изначально — эталон гармонии

Как рассказал сам Юрий Молодковец, создать проект «Мрамор-2» его подвигли организаторы известного петербургского фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», на котором современные художники осваивают традиционные музейные пространства неожиданным образом. Организаторы фестиваля «заказали» Молодковцу серию фотографий мраморных скульптур Гатчинского музея-заповедника и дворца.

У фотографа уже был опыт оживления статуй, поэтому он с радостью согласился.

— Я решил снимать статуи как неких жителей Гатчинского дворца, — рассказал автор. 

Поэтому к объектам своего изображения Молодковец относился изначально как к моделям.

— У работы с живой моделью — своя специфика, а со скульптурой — другая, — отметил главный фотограф Эрмитажа. — Со скульптурой, может быть, даже и легче: она изначально создавалась как эталон красоты и гармонии. Просто нужно было эту гармонию найти — с помощью света и инструмента под названием «фотоаппарат». Задача, с одной стороны, вроде бы не сложная — но если есть фотографический личный опыт.

Юрий Молодковец также рассказал, что некоторые из скульптур — например, «Благоразумие», которое стоит у фасада Гатчинского дворца, — никто никогда не снимал со студийным светом.

— Так что у них тоже был уникальный фотографический опыт, который они никогда за время своего существования не испытывали, — добавил Молодковец. — Это при том, что им не одна сотня лет.

На своём первом портрете упомянутое Благоразумие, под стать своему имени, не выглядит взволнованным: лишь отстранённо смотрится в зеркальце. У кого взгляд по-настоящему живой, так это у оленя, который его сопровождает: животное до смерти испугано! А, например, «Война» итальянца Джованни Мариа Марлайтер совсем не кажется ни воинственной, ни беспощадной: что за игривые изгибы и мечтательный взгляд?

Побродив по выставке, мы заметили интересную закономерность: легче поверить в реальность и человечность эмоций того изваяния, у которого намечены зрачки. А ещё — у статуй реальных людей: например, императора Александра Первого. Глядя на портрет его бюста по модели Трискорни, так и кажется, что взгляд у внука Екатерины Великой какой-то потерянный. Хотя, возможно, в этом виноват исторический бэкграунд: ведь считалось же, что император мог отречься от престола и даже инсценировать свою смерть.

Желательно — высокохудожественно

Кроме того, Юрий Молодковец обмолвился, что за два дня в Архангельске у него зародилась идея мини-фотопроекта, посвящённого столице Севера.

— Как музейный фотограф, я смотрю на всё с точки зрения некого переучёта вечных ценностей, — сказал фотохудожник. — Конечно, я вижу, как в Архангельске исчезает старая архитектура. Её надо фотофиксировать, и лучше — высокохудожественно. Фотограф не всё в силах изменить, но если он, по крайней мере, сделает фотографические памятники, — это уже будет серьёзный вклад. Во всём, что я делаю, я пытаюсь найти какой-то художественный ход. И сегодня в Архангельске мне показалось, что я его нашёл. 

Какой — фотограф пока не сообщил: потому что его, по словам Молодковца, нужно проверить съёмкой.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.