Общество
В Архангельск привезли первые электронные проездные
1/4

В Архангельск привезли первые электронные проездные

14.09.2017 15:54Алексей МИНИН
Приобрести и испытать их горожане могут в автобусах архангельского маршрута «5э», а пополнить — в банкомате.

Автобусы со смонтированными терминалами нового образца впервые вышли на маршрут 1 сентября. Пассажиров тогда очень удивил формат новых «талончиков», больше напоминающих чеки в магазине. Ещё больше их впечатлило объявление, сообщающее, что теперь за проезд можно расплатиться с помощью бесконтактной банковской карты.

Для тех, кто такую карту себе ещё не оформил, многочисленные участники проекта представили «Единую транспортную карту» для областного центра. 12 сентября её смогли опробовать в деле блогеры Архангельска.

Автобусы, готовые принимать новый проездной пометили специальной наклейкой. Фото Алексея Минина.Автобусы, готовые принимать новый проездной, пометили специальной наклейкой. Фото Алексея Минина.

Включённый валидатор легко прочитал новые красные архангельские проездные, сняв положенный 21 рубль за проезд. Справился аппарат и с банковскими картами собравшихся тестировщиков. Техно-энтузиасты смогли расплатиться собственным смартфоном, поддерживающим такую функцию.

В настоящий момент систему тестируют лишь на одном автобусном маршруте Архангельска, «5э». Но партнёры хотят распространить этот опыт на все городские маршруты. Для этого они предлагают свою систему другим перевозчикам и планируют участвовать во всех возможных конкурсных процедурах. Соответствующее предложение готовят и для межмуниципальных перевозок. Для этого уже готовы предложения в областной минтранс. Опыт внедрения таких систем у инициаторов имеется, их решения под разными торговыми названиями применяются в 19 регионах, включая города-миллионники.

Как это работает

Единую транспортную карту в настоящий момент можно приобрести у водителей автобусов тех же «5э». Стоит проездной 100 рублей и уже при покупке включает сумму, достаточную для двух поездок (оставшиеся 58 рублей стоит сама бесконтактная карта). При входе в автобус её достаточно поднести к валидатору, который тут же выдаст билет. 

Валидатор может считать, как новые транспортные карты, так и карту любого банка, поддерживающую бесконтактную оплату. Фото Алексея Минина.Валидатор может считать, как новые транспортные карты, так и карту любого банка, поддерживающую бесконтактную оплату. Фото Алексея Минина.

Как тратить, кажется, понятно. А как пополнять? На этот вопрос ответил представитель Сбербанка. Оказывается ещё 5 сентября в банкоматах этого банка появилась возможность закинуть необходимую сумму на такую карточку. В ближайшие дни пополнение проездных должно стать доступным также в их платёжных терминалах и через онлайн-банк или мобильное приложение. Блогеры попробовали пополнение в банкомате, всё работает. Остальные способы на момент написания материала платежи не проводили.

Зато вполне работало приложение транспортной карты. Зарегистрировав проездной в приложении для телефона, можно легко отследить, как зачислялись и расходовались средства. Для родителей тоже польза: они могут понять, когда и куда ездили их дети.

Один из представителей партнёров демонстрирует работу приложения  транспортной карты. Фото Алексея Минина.Один из представителей партнёров демонстрирует работу приложения транспортной карты. Фото Алексея Минина.

Но есть одно «но»

Выявились у системы и недостатки. Оказалось, что новые валидаторы не работают с электронными социальными проездными, которые администрация города выдала льготникам. Тогда город обязал перевозчиков закупить валидаторы для считывания этих проездных. Получается, теперь автоперевозчики должны возить два валидатора: один для льготников, другой для всех остальных. В выпущенном ассоциацией автотранспортников Архангельской области пресс-релизе закупленная муниципалитетом система называется «морально устаревшей». Более того, в релизе упоминается скандальный конкурс по маршрутам №11, 38 и 76, где в качестве требований значится ещё одна система, не совместимая с льготными картами «МФ-Тариф», выданными администрацией Архангельска. По всей видимости, от этого решения муниципалитет в ближайшем будущем откажется. А пока не отказался, в автобусах придётся возить минимум по два валидатора.  

Вместе с тем автотранспортники опасаются, что нечёткие требования к этой новой системе оплаты проезда могут создать ситуацию, при которой необходимо будет обслуживать уже три или больше проездных. В одном конкурсе может победить перевозчик с одной системой, в другом – с другой. В результате горожанам придётся носить целый ворох транспортных карт, каждый раз выбирая, чем оплатить проезд на конкретном маршруте.

Председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов рассказывает о недостатках используемой в данный момент системы учёта проезда льготников. Фото Алексея Минина.Председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов рассказывает о недостатках используемой в данный момент системы учёта проезда льготников. Фото Алексея Минина.

Именно такой сценарий хотели бы исключить партнёры по «красной карточке», спешно привозя проездные и внедряя системы оплаты. Чем эта вся история закончится, мы сможем наблюдать собственными глазами. Отметить можно лишь одно: ситуация с транспортным обслуживанием горожан сдвинулась с мёртвой точки.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.