Поезд Архангельск - Москва столкнулся с автобусом в Ярославской области
Общество
Накануне 1 сентября региональный детский правозащитник провела «горячую линию»

Накануне 1 сентября региональный детский правозащитник провела «горячую линию»

30.08.2017 20:29Наталья ПАРАХНЕВИЧ
И хотя основная тема была заявлена заранее — школьное и дошкольное образование, звонили северяне и по другим вопросам.

— «Горячая линия» у нас практически каждый день, — говорит уполномоченный по правам детей Ольга Смирнова. — С января поступило 894 обращения, не учитывая общественную приёмную. Школьные жалобы, к сожалению, поступают регулярно.

«Мест нет»

— Например,  на «прямую линию» поступил звонок от многодетной матери, — поясняет Ольга Смирнова. —Семья переехала в Архангельск летом. В июле мама обратилась в школу по месту проживания, чтобы устроить ребятишек — в 1 и 4 классы. Но получила ответ: «Ждите конца августа». А в конце августа им объявили: «Мест нет». В семье есть грудной малыш — три месяца. В департаменте образования Архангельска, как вариант, предложили школу, но нужно добираться на транспорте. Как маме с грудным ребёнком сопровождать детей в школу?

— А вообще, это норма — предлагать школу не по месту жительства, а в соседнем районе?

— Может быть отказано только по причине отсутствия в школе свободных мест. По данной ситуации — обращались в июле родители, почему не принято заявление? Будем разбираться и искать выход. Аналогичный звонок был и по поводу места в детском саду. Тоже семья переехала из другого города. Из-за переезда поздно написали заявление на получение места в детском саду. Ребёнку скоро исполнится три года. И тоже новорождённый малыш в семье есть. Мама волнуется — дадут место в детском саду или нет. Взяли ситуацию на контроль.

— В основном — это звонки от родителей? Сами дети звонят?

— В этот раз на «горячую линию» звонков от детей не было. Но звонил, например, дедушка — по поводу многодетной семьи своего сына. Внучка в этом году поступила учиться в университет. И родные с удивлением узнали, что с семьи сняли все льготы, положенные многодетным. Внучке исполнилось 18 лет.

— Но ведь принят новый областной закон о продлении многодетности, если ребёнок продолжает обучение по очной форме — до 21 года.

— Да. Это так, но при определённых условиях — воспользоваться этим правом смогут семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Архангельской области.

— Было обращение из района, — продолжает Ольга Смирнова. — И тоже — от многодетной мамы. Ребёнок дважды обучался в первом классе, последние полгода был на индивидуальном обучении. Ему рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией обучение в обычном классе, но по программе детей с ограниченными возможностями здоровья. Со слов мамы, ей предлагают перевести ребёнка в специализированную школу. Семью это не устраивает. Мама просит помочь решить вопрос с индивидуальным обучением. Ситуацию тоже берём под свой контроль.

Или вот ещё тревожный звонок — поступил от бабушки, чей внук обучается в школе № 77 Архангельска. Вместе с другими ребятами мальчик вынужден добираться до школы по двум мостам через речки. И мосты эти, по словам бабушки, в аварийном состоянии. Нет освещения и в районе улицы Пирсовой — тоже будем разбираться.

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

Директор Урдомской школы подал иск в суд

— А что со школой в Урдоме? Ситуация там нормализовалась?

— Сейчас идёт судебное разбирательство. Директор школы подал иск о защите чести и достоинства школы.

— Буквенная система оценки знаний, которая вызывала столько споров в прошлом учебном году, сохраняется в Урдоме или нет?

— Напомню, что ещё весной мы предлагали альтернативный вариант — наряду с буквенной системой, а в школе есть желающие её использовать, сохранить и привычные «5» и «4».

— То есть, альтернатива будет?

— Этот вопрос продолжают рассматривать с учетом мнения родителей, в сентябре будут продолжены родительские собрания. Со слов заведующей отделом образования Ленского района, по классической обычной пятибалльной системе будут учиться восьмой, девятый и два одиннадцатых класса. Что касается курса «Полезные навыки», проведение его приостановлено, идет судебный процесс. Данный предмет тоже вызвал немало споров.

Родители и педагоги — «по разные стороны»

— В редакцию «Регион 29» обратилась мама двойняшек из Котласа. Мама сама является инвалидом и девочки тоже «особые». Причём, одна из малышек не может передвигаться самостоятельно. Мама просила предоставить сопровождающего в детском саду, но отдел МСЭ Котласа — против.

— Я в курсе этой истории. Мама также обращалась и к нам. Причём, есть рекомендации врачей о том, что такой сопровождающий ребёнку необходим.

— Суть в том, что девочка не ходит сама, сидит с поддержкой. А у воспитателя в группе 20 других детей.

— Да. Я обратилась уже в главное бюро МСЭ по Архангельской области. Написала и главе Котласа, чтобы возможность для решения проблемы была найдена. Пришёл ответ, что состоится заседание психолого-медико- педагогической комиссии, где будет рассмотрен вопрос о создании специальных образовательных условий в детском саду для ребенка. Надеемся, что всё решится положительно.

— А вообще жалобы, которые касаются детских садов, они возникают часто?

— Нередко. В этом году было несколько серьёзных обращений. Часть мы уже решили, часть — на контроле. Чаще обращения носят межличностный характер, недопонимание возникает между родителями и воспитателем и, как считают родители, это отражается на детях.

— То есть, диалог не всегда получается. Возможно, педагогам не хватает психологических знаний?

— Родители и педагоги, действительно порой, оказываются как бы по разные стороны. Но ведь участники образовательного процесса — это дети, родители, педагоги. Надо уметь договариваться и слышать друг друга. Вот, как пример, поступил звонок на «прямую линию» — после девятого класса в одной из гимназий Архангельска приняли решение, что помимо двух обязательных экзаменов дети там должны сдавать ещё и иностранный язык, для того, чтобы решить — будут их переводить в 10 класс или нет. При этом, из двух девятых классов организован один десятый. И часть детей, причём хорошо обучающихся, по итогам экзамена, просто не попала в десятый класс. Дети вынуждены были переходить в другие школы, даже за пределы своего района, так как в ближайших мест для них не оказалось. Необходимо проверять факты и разбираться в ситуации.

Информаторов не выдаём

— Все жалобы, как вы сказали, непростые. Но какие — самые сложные?

— Когда дети становятся фигурантами уголовных дел или каких-то судебных разбирательств… Порой, начинаешь вникать в жалобу и понимаешь, что можно было бы избежать этих «громких» ситуаций, которые подвергают ребёнка колоссальному стрессу. То есть, можно было решить конфликт, работая с семьёй, на начальном этапе. Но, к сожалению, психологическая поддержка, сопровождение семьи иногда носят лишь формальный характер, не хватает индивидуального подхода. Грамотной профилактической работы, несмотря на то, что движение в этом направлении идет, пока еще недостаточно.

— Но часто люди знают, например, о нарушении прав ребёнка, но предпочитают молчать — боятся «последствий». Вы сохраняете конфиденциальность своих информаторов?

— Безусловно. Но иногда поступают и анонимные письма. Вот, на днях пришёл сигнал — трехгодовалый ребёнок предоставлен сам себе, родители постоянно пьют. По словам анонима, он обращался в полицию, в органы опеки, но меры не приняты, так как человек отказался назвать себя.

— И как быть?

— Действительно, согласно статье 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин в письменном или электронном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя. Но… Речь о ребёнке. А если, хотя бы часть того, что изложено в письме — правда? Мы приняли эту жалобу к рассмотрению. Будем работать, проверять факты.

— По каким телефонам можно связаться с региональным уполномоченным?

— У нас есть электронная приёмная, телефоны: 8 (8182) 288 171, 288 346

И электронная почта smirnova@dvinaland.ru 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.