В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Детский омбудсмен Поморья: «Слава» урдомской школы никому не пошла на пользу»

Детский омбудсмен Поморья: «Слава» урдомской школы никому не пошла на пользу»

16.05.2017 15:46Наталья ПАРАХНЕВИЧ
ИА «Регион29» продолжает следить за ситуацией вокруг Урдомской средней школы.

Напомним, несколько лет назад в школе была введена новая система оценок — здесь отказались от «пятерок» и «двоек» и вместо этого ввели буквы: «A, B, С, D…». Но принять новаторскую систему на «ура» поспешили не все. 

Конфликт вышел за пределы Архангельской области и разгорелся с новой силой в марте этого года, после того, как сюжет о школе показали в эфире телеканала «МИР 24». При этом, к родительскому недовольству по поводу оценочной системы добавились «сигналы» о проведении в школе уроков полового воспитания и пропаганде наркотиков…

И хотя надзорные ведомства пришли к выводу: «Нарушений прав учащихся в ходе учебного процесса не выявлено. Школа работает в соответствии с требованиями законодательства РФ» — скандал не утихал.

Урдомой заинтересовались в Москве. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина направила в Генпрокуратуру РФ запрос о проведении новой проверки.

Так что же все-таки происходит в Ленском районе? Нарушаются в Урдоме права детей или нет? С этими вопросами ИА «Регион29» обратилось к главной детской защитнице — региональному уполномоченному по правам ребёнка Ольге Смирновой.

Урдомское «ноу хау»

— Обращения из Урдомы начали поступать в аппарат уполномоченного ещё c осени 2013 года, — пояснила Ольга Смирнова. — Они были разные, но преимущественно связанные со школой. Причём, поступали обращения в основном по телефону. По каждому мы подробно разбирались, проводились проверки соответствующими органами и давались исчерпывающие ответы. Очередное обращение поступило в январе 2016 года, оно касалось санитарно-эпидемиологического режима в школе, учебного процесса в две смены и введения, так называемой, буквенной системы оценивания. 

— То есть, родители ещё полтора года назад были против того, чтобы вместо привычных оценок в дневник ставили буквы?

— Обращение касалось оснований введения уровневой буквенной системы оценивания. К слову, на тот момент данная система применялась в Урдоме уже несколько лет. В соответствии с распоряжением регионального министерства образования, науки и культуры от 21 ноября 2011 школа вошла в перечень «пилотных» площадок по введению государственного стандарта основного общего образования. Тогда и началось внедрение уровневой системы оценивания.

— Подобная система — это иностранный опыт или российский? Где-то ещё в Архангельской области она применяется?

— Это опыт именно Урдомской школы. Школа придумала её сама. Положения о системе оценивания, о проектной и исследовательской деятельности были приняты на педагогическом совете школы. Опыт был представлен руководителем учреждения в рамках дистанционного семинара института открытого образования «Школа руководителя» в мае 2014 года. В 2015 году положение было утверждено Советом школы. Так что, это действительно их «ноу хау». 

— А как школьникам выдаются аттестаты? Буквы переводятся обратно в цифры?

— Да, в оценку. Вопрос об отмене уровневой системы был поставлен родителями в коллективном письме — в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, которое для рассмотрения поступило к нам. Это было в январе 2017 года. 

— Родители требовали вернуть пятибальную систему?

— Да. Но в том же письме были и другие жалобы, в частности, на доставку детей школьным автотранспортном. Естественно, мы сразу отреагировали. Сделали запросы в прокуратуру и администрацию Ленского района, в областное министерство образования и науки. Были проведены внеплановые проверки, которые нарушений в части системы оценивания в учреждении не выявили. Вопрос подвоза детей в школу внутри населенного пункта на общественном транспорте планировали решить в марте. Но вопрос остается открытым. И до сих пор у нас на контроле.

Фото с сайта Урдомской средней школы.Фото с сайта Урдомской средней школы.

Кому нужны «Полезные навыки»?

— Лично вы в Урдому когда поехали?

— В марте, я решила оценить на месте ситуацию с подвозом детей. Но добавилась и ещё одна жалоба к уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка — на то, что в Урдоме на уроках «Полезные навыки» рассказывают о наркотиках и сексе. И в том же письме вновь звучал вопрос про оценочную систему. 

— То есть, выводы проверяющих о том, что «права детей не нарушены», самих родителей не удовлетворили? А вообще проводился ли когда-нибудь в школе опрос по поводу отношения к буквенной системе? 

— Я, когда приехала в Урдому, то задала администрации школы тот же вопрос. И оказалось, что полноценного исследования в школе до сих пор не было. Но в районном управлении образования меня заверили, что опрос проведут и обнародуют результаты на родительской конференции. В последствии, в начале апреля, было проведено родительское собрание, на которое пригласили и меня. А перед собранием я провела ещё и приём, так как хотела пообщаться лично с родителями и узнать их мнение.

— Когда вы общались, кто-нибудь из них жаловался на сексуальное и наркотическое просвещение на уроках? 

— По сексуальному просвещению не жаловались. Наоборот, говорили о том, что ничего подобного в школе нет.

— Тогда откуда взялись эти школьные конспекты, которые в эфире телеканала демонстрировала одна из учениц?

— Я не могу ответить на этот вопрос. 

— Предмет «Полезные навыки» — это тоже изобретение Урдомской школы?

— Нет. Из ответа регионального министерства образования и науки от 28 марта 2017 года следует, что курс допущен к преподаванию министерством науки и образования РФ. Значит уроки проводятся и в других школах России. Главная задача курса — формирование у школьников способностей противостоять негативным воздействиям социальной среды. Тема наркотиков там, действительно, затрагивается. Но о какой пропаганде секса и наркотиков может идти речь, если курс допущен к преподаванию министерством образования РФ?

Между тем, администрация Ленского района провела внеплановую проверку преподавания курса «Полезные навыки» в Урдомской школе. Вывод — учебные планы учреждения соответствуют действующему законодательству РФ в сфере образования, обеспечивают реализацию требований стандарта. 

— То есть, с «навыками» всё в порядке…

— Кроме того, пока я в Урдоме вела приём, сотрудник секретариата уполномоченного лично проверила все рабочие тетради по этому курсу. Тема полового воспитания в 5-7 классах не поднималась вообще, что подтверждено и информацией из прокуратуры Ленского района. Не поднималась и тема популяризации наркотиков. Поговорила сотрудник и с учителями, которые ведут курс — ничего подобного в школьной программе не было. Хотя темы о наркотиках, повторюсь, согласно учебным планам, в этом курсе есть.

И у меня возник вопрос — нужно ли называть наименования наркотиков на занятиях? Но своё мнение здесь должны высказать эксперты. И, если сомнения в отношении курса «Полезных навыков» остаются, то может стоит вообще обсудить необходимость преподавания такого курса в России? Почему бы не провести, допустим, независимую экспертизу с привлечением профессоров высших учебных заведений…

— А нет ли у вас данных о том, сколько в Урдоме подростков, употребляющих наркотики?

— По информации областной комиссии по делам несовершеннолетних, в поселке Урдома на учете не состоят несовершеннолетние, употребляющие наркотические вещества, включая курительные смеси.

© PressFoto.© PressFoto.

45 процентов — за, 36 процентов — против

— Вернёмся к буквенной системе. Опрос родителей и учеников по поводу её введения всё-таки состоялся?

— Да. Против системы высказались 13 процентов школьников, нейтральное отношение — 30 процентов учеников, положительное — 57 процентов. Чуть больше 18 процентов ребят сказали, что желают отказаться и перейти на пятибалльную систему. Но больше 60 процентов учащихся на систему с обычными оценками переходить отказались.

Что касается родителей, то против системы высказались 24 процента, нейтрально относятся к буквенной системе — 29 процентов, положительно — 45 процентов. За отмену высказались почти 36 процентов родителей. 

— 45 процентов — за, 36 процентов — против… Спорная ситуация.

— Поэтому, выступая на родительском собрании, я предложила предоставить возможность выбора. Кто хочет учиться по уровневой системе — пусть продолжает учиться, кто не хочет — пусть перейдёт на обычную систему оценивания. Любое мнение необходимо уважать. Мы оставляем на контроле этот вопрос.

— Интересно, а успеваемость школьников после введения буквенной системы улучшилась или ухудшилась?

— Проводился такой мониторинг. И с 2012 по 2016 год была выявлена стабильная положительная динамика, то есть показатель успеваемости в 5-9 классах оказался выше среднего по Ленскому району.

— Между тем, в социальных сетях страсти не утихают. В комментариях можно почитать и о том, что человек, который был инициатором жалоб, опасается сейчас «репрессий», «ожидает визита органов опеки со дня на день».

— Ни о каких «репрессиях» не знаю… Если бы они были, то об этом, я думаю, знали бы на всех уровнях…

— Пятибальная система вернётся в школу?

— Думаю, что до конца учебного года ситуация не изменится. К следующему учебному году, учредитель вместе с образовательным учреждением должны, безусловно, решить этот вопрос с учетом мнения родителей.

— Урдомскую школу сейчас проверяет Генеральная прокуратура…

— Действительно, проверка идёт. Надеюсь, что после её завершения все точки в этой истории будут, наконец, поставлены.

— Вы общались с учениками школы. Как они переносят такое внимание к своей школе?

— Мне очень понравились дети. Они открытые, общительные. Но, безусловно, переживают. Тем более, сейчас наступает пора экзаменов. Образовательный процесс должен продолжаться. И то, что школа из Урдомы прогремела на всю Россию… Думаю, такая вот «слава» на пользу не пошла никому.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.