В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/3
Общество
​В Поморье вырабатывают модель взаимодействия церкви и науки при поиске мощей святых

​В Поморье вырабатывают модель взаимодействия церкви и науки при поиске мощей святых

07.06.2017 11:00Вадим РЫКУСОВ.
В Архангельской области завершён поиск предполагаемого захоронения преподобного Лонгина Коряжемского, который умер приблизительно в 1540 году.

Полевые работы с применением георадарной техники прошли на территории бывшего Николаевского монастыря (ныне административный центр Котласской епархии). 

О ходе поисковых работе и о специфике обнаружения мощей святых Русского Севера на пресс-конференции в Архангельском епархиальном управлении рассказали зампредседателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский), секретарь попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич и научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Беличенко. 

Игумен Варлаам (Дульский). Фото Артёма Келарева.Игумен Варлаам (Дульский). Фото Артёма Келарева.

Древняя традиция

По словам игумена Варлаама, почитание святых мощей — глубокая традиция церкви, идущая от времён её основания и имевшая духоукрепляющее значение для гонимых христиан. Традицию не утрачена. Будучи настоятелем Антониево-Сийского монастыря, игумен отметил, что  каждый день братия начинает с молитвы в месте погребения основателя обители — преподобного Антония Сийского. 

— Если мы говорим о духовном возрождении нашего северного края, очень важно разработать модель взаимодействия общества (в лице научных деятелей) и церкви для изучения таких мест, — отметил игумен. —Это, несомненно, поможет в возрождении духовной жизни.

Также было отмечено, что посещение храмов и обителей, где находятся мощи святых угодников, в десятки раз превышает турпоток в другие места области. 

Как пояснили участники мероприятия, церковь не может самостоятельно заниматься археологическими работами, это противоречит законодательству. По словам Владимира Станулевича, верующие люди и священства остались один на один с проблемой, но и наука тоже не получает госзадание на выполнение подобных работ.

— Это серьёзная проблема — свести в одно малобюждетный, но очень важный для верующих людей заказ, преодолеть противоречия, привести к священникам науку — археологов, георадарщиков, — рассказал о своей миссии Владимир Станулевич.

Ему удалось выйти на разработчиков георадара «Лоза», которые, к слову, ещё в 1970-е занимались геофизическими приборами для проекта советских марсоходов. Организатором поисков выступила ассоциация «Северное информационное агентство», получившая грант на реализацию поискового проекта. 

Владимир Станулевич. Фото Артёма Келарева. Владимир Станулевич. Фото Артёма Келарева.

Отработать вероятность 

В случае с исследованиями в районе современной улицы Кедрова в Коряжме было необходимо «отработать вероятность» того, что на месте снесённого собора Благовещения святой богородицы (Николо-Коряжемский монастырь) есть захорнение. На этом месте в 1990 годы была построена колокольня. Часть  захоронении оказалась под новой постройкой. Это, разумеется, затрудняло выполнение исследовательских работ. 

Монастырь был основан предположительно в 1535 году, когда  преподобные Лонгин и Симон построили часовню и деревянную церковь в честь святого Николая Мирликийского чудотворца. Отсюда и название монастыря — Николаевский. Коряжемский — от названия речки Коряжемка, в устье которой он расположен. 

Журналистам представили заключение проведённого георадарного обследования. В нём отмечается, что «на четырёх участках площадной съёмки был определён контур фундамента Благовещенского собора, внутри выделено пять предполагаемых захоронений.  На глубинах 1,9-2,3 метра регистрируются радиообразы объектов по типу захоронений. Объекты ориентированы в направлении „запад-восток“, имеют длину 2-3 метра и ширину 1-1,5 метра». 

Иначе говоря, по формальным признакам то, что удалось обнаружить исследователям с помощью георадара, похоже на захоронения. 

Алексей Беличенко. Фото Артёма Келарева.Алексей Беличенко. Фото Артёма Келарева.

Вопросы остаются

По словам Владимира Станулевича, окончательные итоги можно будет  подводить только с помощью учёных-археологов. Однако разрешение на проведение археологических работ только с благословения котласских архипастырей и митрополита Архангельского Даниила. В свою очередь Алексей Беличенко заметил, что георадарные исследования поставили много новых вопросов, на которые предстоит найти ответы. В работе учёным помогали местные жители, молодёжь. А дальнейшие археологические работы могут быть выполнены точечно, а не по всей площади монастыря. 

Выработанная модель взаимодействия между наукой, церковью, органами власти по проекту может послужить хорошим примером для решения аналогичных проблем и в других регионах России. Впрочем, за объектами применения такой модели далеко ходить не надо — ситуация с аналогичными исследованиями в месте захоронений святых Антония и Феликса Корельских на территории северодвинского «Севмаша» пока подвисла.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.