Гитара — инструмент многоплановый. Она великолепно звучит и в хард-роке, и в джазе. Это касается и электрического инструмента, и акустического. Если же говорить про южно-испанскую народную музыку фламенко, то она вообще немыслима без «акустики». Гитара — это душа фламенко. Поклонники андалузского жанра извлекают из шестиструнной совершенно разные звуки — от драматичных и даже скорбных тонких переборов, до имитирующих ударные инструменты лёгких «поколачиваний» по деке.
Гитара также хорошо вписалась в классическую музыку. Акустическая классика звучит мягко и приятно. И даже, можно сказать, обладает успокаивающим, терапевтическим эффектом. Если не верите, попробуйте послушать.
Фото Артёма Келарева.
Польза региону
Если в прежние годы на «Пятом поколении» находилось место электрогитарным акцентам (участвовали хард-рокеры и электро-блюзмены), то нынешний фестиваль прошёл под знаком акустики и камерности. Это было заметно уже на подступах к сцене концертного зала музыкального колледжа. В закулисье живописно разлеглись десятки акустических гитар, готовых бередить коллективную душу аудитории.
Преподаватель колледжа Александр Богданов рассказал ИА «Регион 29», что архангельскому классу гитары в этом году исполняется 44 года. А идея фестиваля выросла из рядовой концертной деятельности колледжа. Студенты разных поколений «раскрутились» как музыканты не только в Архангельске, но и далеко за его пределами. Вот их-то и решено было пригласить на одну сцену с детьми, для которых выступление со взрослыми профессионалами — хороший стимул для дальнейших занятий. Первым таким опытом стало приглашение Александра Фирсова из Blind Vandal.
— Мы пытаемся использовать такой формат, чтобы привлечь как можно больше детей, чтобы принести больше пользы региону, — отметил Александр Богданов.
Накануне с успехом прошёл гитарный концерт в Северодвинске, куда приехали также юные музыканты из Архангельска и Новодвинска. На гала-концерте в поморской столице немалая доля программы также была отдана ученикам музыкальных школ. Блеснули, разумеется, преподаватели, выпускники и студенты класса гитары, чьи имена на слуху: Александр Богданов, Алексей Питалов, Вячеслав Малышев, Дмитрий Кушков, Михаил Звягин и другие. Специальным гостем стал Александр Папий.
Описывать то, что происходило на гала-концерте в деталях довольно сложно: это тот самый случай, когда лучше один раз услышать. Отметим, программа была разнообразной. Звучали, например, произведения современных русских классиков Никиты Кошкина и Сергея Руднева, кубинца Лео Брауэра и англичанина Джона Дюарта, британское барокко Генри Пёрселла. Вдохновенно и красиво звучали и собственные произведения участников.
Александр Богданов. Фото Артёма Келарева.
Гитара в контексте всей жизни
ИА «Регион 29» задал несколько вопросов именитым выпускникам колледжа и виртуозным музыкантам Александру Папию и Алексею Питалову. Александр нынче живёт в столице. Он выступает в коллективах известных исполнителей и шоуменов (от Иракли до «Камеди клаб»). Алексей хорошо знаком архангелогородцам по целому ряду ярких коллективов, включая «Прекрасный город», отмечающий в эти дни десятилетие с момента создания.
— Александр, сколько нужно заниматься на гитаре, чтобы достичь вашего уровня? Работает ли в гитаре правило 10 тысяч часов?
А. Папий: Я считаю, что нужно ставить конкретную задачу перед собой, выработать график и шагать вверх по ступеням, решая конкретные задачи. Сначала научиться правильно сидеть, извлекать звуки, прослушать много музыки, на которую нужно ориентироваться. Необходимо всесторонне развиваться. А если заниматься без постановки задач, без понимания того, как её решить, можно потратить очень много времени и не получить результат. Нужно пробовать, но с первого раза может не получиться.
— Алексей, с какого возраста лучше заниматься?
А. Питалов: Для гитариста 10-11 лет — оптимальный возраст для начала занятий. Есть школы, где дети занимаются уже с шести-семи лет. Но по своему опыту могу сказать, что это рановато. Маленьким детям лучше петь в хоре и учиться играть на фортепиано.
— Какая-то тяга к инструменту должна проявиться?
А. Питалов: Да, пожалуй. Я сам начал заниматься гитарой в 11 лет. Моя мама занималась организацией литературных встреч. Как-то я был на вечере по Владимиру Высоцкому. И мне очень понравилось, как дядьки играют на гитарах.
Александр Папий. Фото Артёма Келарева.
Нужно отвечать за каждую ноту
— Существуют ли какие-то гитарные секреты?
А. Папий: Самое главное — что бы ты ни делал, упражнение или произведение, — всё должно быть музыкально. Не нужно механизировать исполнение, это не спортзал: нельзя просто ставить на таймер и выполнять упражнение. Это убивает музыку. Нужно отвечать за каждую ноту, она должна быть в контексте твоей жизни. Всё должно быть музыкально и честно.
А. Питалов: Согласен, всё в точку. Смотрел недавно мастер-класс известного гитариста Дмитрия Ларионова. Он сказал простую, но важную мысль: «Музыка всегда звучит». Смысл в том, что нужно попасть в неё вовремя, приготовиться и влиться в струю.
— В чём, на ваш взгляд, секрет популярности гитары?
А. Папий: Инструмент универсальный и полноценный. Его всегда можно взять с собой. Его можно использовать в самых разных жанрах: играть очень сложную и очень простую музыку. Можно себе аккомпанировать, когда поёшь. Это гармонический инструмент, можно не только мелодию играть, но и полифонию — Баха, например. При использовании электронных устройств можно сделать разнообразным звучание: гитара начнёт звучать как орган или клавесин.
Да и просто повесить на стену — уже красиво (смеётся).
— Что посоветуете молодым гитаристам?
А. Питалов: Слушать хорошую музыку. И не только гитарную.
А. Папий: Я бы посоветовал ценить свою молодость. Она не вечная. Надо успеть понять, что именно ты хочешь сделать, а затем успеть это сделать.
Алексей Питалов. Фото Артёма Келарева.