Концертный тур, посвящённый 25-летию ансамбля, охватил 50 городов России, и вот, наконец, настал черёд Архангельска. В столицу Севера Башмета и ансамбль пригласил театры драмы. Перед концертом прославленный музыкант дал небольшую пресс-конференцию.
Несмотря на свой статус «народного», Юрий Башмет всегда подчёркивает, что «Солисты Москвы» — коллектив единомышленников. Отвечая на вопрос журналистов, насколько он строгий дирижёр, маэстро отметил:
«Я не представляю себе высокой импровизации при диктатуре одного из исполнителей. Благодаря ей можно отработать технику и даже динамику, и даже какую-то иллюзию импровизации создать, но это уже не будет музыкой. Даже в записи мне стало больше нравится, когда исполнители не совсем вместе берут аккорд. Это компенсируется естественностью».
Такой естественности получается добиться не всегда, отметил Юрий Башмет.
— А знаете, почему? — сказал музыкант. — Потому что кто-то не поверил, кто-то из музыкантов отвлёкся, или, может, ему претит такая открытая эмоция, а кто-то закрыт. Все ведь люди разные. У каждого своя ситуация: у кого-то трое детей, и он их никак не может прокормить, а кто-то никак не может завести ребёнка. У кого-то третий муж, а кто-то ещё никак в первый раз не решается на такой шаг.
В камерном ансамбле каждый исполнитель на виду и на счету. Поэтому, если кто-то выбывает, это не может пройти незаметным. Так, маэстро рассказал, что перед концертом двое из пяти его скрипачей лежали в гостинице с температурой и ждали его команды. А потом всё-таки приехали репетировать.
Всегда с подвохом
Гость также рассказал, как новые исполнители попадают в состав ансамбля. По словам Башмета, место в коллективе, как правило, освобождается по форс-мажорным обстоятельствам. И тогда соискатели сами их находят.
— Когда освободится место, не будет проблемы, где найти высокого профессионала, — отметил народный артист. — Проблема в том, чтобы научить человека нашим профессиональным особенностям.
Кстати, в ряду этих особенностей опять-таки — ориентация на импровизацию.
— Я всегда с небольшим подвохом веду себя на сцене, — пояснил Юрий Башмет. — Вроде бы мы всё знаем, отрепетировали, но я им не разрешаю автопилотно играть. Всегда нужна импровизация. Звук из тишины рождается, и каждый раз он создаётся только что. Нужно всегда играть по-разному, чтобы звук рождался именно в данный момент, впервые.
По словам маэстро, чей коллектив сверхактивно гастролирует, программа выступлений не может повторяться никогда: к третьему подряд концерту притупляется ощущение свежести, желание импровизировать.
— Но есть такие вещи, — добавил музыкант, — которые невозможно играть в гастрольном турне, если концерты почти каждый день. Это те, которые душу наизнанку выворачивают у самого исполнителя. Это шестая симфония Чайковского — её нельзя каждый день играть исполнителю, он умрёт, — это альтовая соната Шостаковича. Ну, нельзя каждый день умирать и не умереть!