Как сообщил ИА «Регион 29» начальник отдела транспорта и связи администрации Архангельска Дмитрий Антонов, к 21 апреля текущего года на муниципальных маршрутах работали примерно 290 автобусов, оснащённых валидаторами. К концу текущей недели валидаторы должны быть установлены на 357 автобусах, что в общей сложности составит 89 процентов от общего автопарка города. 

Почувствовали необходимость

Напомним, ещё в ноябре 2016 года администрация Архангельска приняла постановление, в соответствии с которыми перевозчиков обязали установить валидаторы. Нельзя сказать, что все операторы восприняли идею с воодушевлением. 

— Всё новое обычно тяжело даётся, но, в итоге, мы их убедили. Оператор системы — МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» (АППП) —  предложил  несколько программ, в том числе в рассрочку. В марте у нас пошли первые заявки, — рассказывает Дмитрий Антонов. 

Первым приобретателем валидаторов стал крупный оператор. Группа компаний «АПАП» приобрела 168 валидаторов для автобусов 16 маршрутов. Расходы на покупку устройств, по данным предприятия, превысили 4 миллиона 700 тысяч рублей.

Но затем и малые перевозчики поняли определённые плюсы нововведения. Мэрия предложила взаимовыгодные варианты оснащения автобусов, в том числе в счёт погашения субсидий за провоз граждан льготных категорий за 2016 год и начало 2017-го.  К тому же, если перевозчик уйдёт с рынка перевозок, МУП «АППП» готов приобрести валидаторы по остаточной цене.

Впрочем, операторы не торопятся покидать рынок услуг. В 2017 году кризис настиг толькоодного перевозчика (маршрут № 73). Причина его ухода — банкротство.  Кстати, для восполнения пробела в маршрутной карте пришлось изменить схемы 44-го городского автобуса. 

Начальник отдела транспорта и связи администрации Архангельска Дмитрий Антонов. Фото ИА «Регион 29».Начальник отдела транспорта и связи администрации Архангельска Дмитрий Антонов. Фото ИА «Регион 29».

Карты, деньги и обед

Несмотря на все сложности перехода, социальная карта для льготной категории граждан (старше 70 лет и ветеранов), обеспечивающая 20 поездок на архангельских маршрутах, начала работать. 

— Цель введения электронного проезда, прежде всего, — удобство. Как для пассажиров, так и для кондукторов. Не надо с собой носить мелочь, обменивать крупные купюры. Финансирование проездов архангелогородцев старше 70 лет ведется за счёт муниципального бюджета, ветеранов — за счёт областного, — поясняет Дмитрий Антонов. 

Вторая причина нововведения — прозрачность расчётов. Во второй половине этого года может быть введён коммерческий проездной для всех взрослых горожан. 

— Пассажирские перевозки станут абсолютно прозрачными: мы будем знать количество перевезённых горожан на конкретных маршрутах в конкретный промежуток времени. И благодаря этому сможем менять интервалы передвижения автобусов, количество рейсов, — продолжает Дмитрий Антонов.

Горожане смогут пополнять счёт своих проездных через банкомат. Сейчас муниципалитет ведёт переговоры с банками, но снабжение банкоматов специальными карманами для денежной «зарядки» проездных наверняка займёт какое-то время. 

Помимо этого городская власть планирует введение проездного для учащихся школ. В перспективе он может стать чем-то вроде единой муниципальной карты архангельского школьника. Такой картой, по словам Дмитрия Антонова, можно будет расплатиться не только в автобусе, но и в школьной столовой, а использование турникета в учебных заведениях позволит контролировать посещаемость. 

Также в текущем году электронная карта будет распространена на речные муниципальные перевозки. 

— Начнём со льготников. Есть также план оснащения муниципальными электронными проездными городов агломерации «Архангельск-Северодвинск-Новодвинск» и районных центров области. Это будет очень удобно. Вы сможете, например, доехать из Архангельска в Северодвинск, расплатившись картой, — говорит глава  отдела транспорта и связи администрации Архангельска.

А что тариф? 

Что касается роли валидаторов в росте тарифов, то, по мнению Дмитрия Антонова, оснащение автобусов считывающими устройствами, на общем фоне расходов перевозчиков — совсем небольшая часть. Фонд оплаты труда, всевозможные отчисления, эксплуатационные расходы, содержание зданий, оплата труда слесарей, медиков, стоимость бензина имеют гораздо большее значение при формировании тарифов. 

Впрочем, решение всё равно принимает областное Агентство по тарифам и ценам, опираясь на данные, предоставленные перевозчиками. В свою очередь операторы рынка перевозок бдительно контролируют тарифный вопрос. 

— На совещании в администрации Архангельска представители областного агентства по тарифам и ценам согласились с тем, что расходы перевозчиков на внедрение автоматизированной системы учёта оплаты проезда могут быть включены в действующий тариф. Перевозчики надеются, что городская администрация направит соответствующие предложения в агентство, — аргументировал ранее председатель совета региональной ассоциации автотранспортников Андрей Попов.

Добавим, что на сегодня онежские операторы рынка смогли обосновать необходимость повышения тарифа, а архангельские — пока нет. Напомним, стоимость проезда на муниципальном транспорте в Онеге сейчас  составляет 22 рубля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.