Идея переноса международных отношений из высоких кабинетов на уровень обычных граждан проходила через большинство выступлений участников дискуссионной площадки Talking Barents, развёрнутой в рамках международного форума «Арктика — территория диалога» в Архангельске.
Существующий визовый режим сегодня мешает обеим сторонам. Образовательные, культурные и бизнес-связи могли бы быть гораздо теснее без этих формальностей. Норвежский политик и мэр Сёр-Варангера (географически самого близкого к нашей стране района Норвегии) Рюне Йертин Рафаэлсен выступил с неким поэтапным планом сближения отношений.
Напомним, с 2010 года жители приграничных территорий (части норвежского Сёр-Варангера и российских МО «Никель», «Печенга», «Заполярный» и «Корзуново») уже получили возможность безвизового посещения иностранного государства на срок до 15 дней неограниченное число раз. В 2016 году зона безвизового посещения Норвегии была расширена.
Рюне Рафаэлсен предлагает расширить зоны действия хорошо себя зарекомендовавшей нормы на всю фюльке (область) Финнмарк в Норвегии и Мурманскую область в России. Вторым этапом должно стать дальнейшее расширение этой зоны до всех регионов Барнецева сотрудничества (в том числе Архангельской области) в Норвегии и России.
Примерная безвизовая зона для жителей приграничных территорий. На основе карт Гугл.
Но до принятия столь резких дипломатических телодвижений, признаёт норвежец, необходимо наладить выдачу необходимых ещё виз через Интернет.
— Чтобы можно было подать на визу удалённо, не приезжая в консульства. Я думаю, нам следует вводить эти технологии, уже сейчас мы должны начать делать это, — сказал политик. — Всё это для людей, ведь это сложно для них готовить все эти бумаги, приезжать в офисы. Мы должны сделать всё это проще. Это самая первая вещь, которая поможет Баренцеву сотрудничеству.
Действительно, жителям Архангельска получить визу в Норвегию несложно — в городе работает визовый центр. А для жителей области получить визу онлайн было бы гораздо проще.
Но недостаточная доступность виз — это лишь одна из преград. Уже несколько лет Архангельск не связан прямым транспортным сообщением с Норвегией. Авиакомпания «Нордавиа — региональные авиалинии» свой завершающий рейс выполнила ещё в 2014 году. «Псковавиа», собиравшаяся было перехватить рейс, со своей затеей не преуспела. В этом году при обсуждении вопроса возобновления авиасообщения хотя бы по маршруту Тромсё-Мурманск модно ставить на тёмную лошадку из Норвегии, авиакомпанию «FlyViking». Флот её судов насчитывает два небольших самолёта, а свой первый коммерческий полёт она выполнила лишь в прошедший понедельник, 27 марта. Представители авиакомпании уже провели переговоры о рейсе в Мурманске, однако сроков начала полётов пока не называют.
37-местный самолёт Dash 8-103 норвежской авиакомпании FkyViking, кандидат на полёты по маршруту Тромсё-Мурманск уже в 2017 году. Фото Ola Giæver.
Вопрос из зала о возможности возобновления рейсов парохода, способного связать Архангельск с норвежскими прибрежными городами, иностранные дипломаты поначалу восприняли как шутку. Когда же они убедились в серьёзности вопроса, им пришлось убеждать зал в низкой экономической эффективности всей затеи.