В этом убеждены участники Ассоциации автотранспортников региона. Перевозчики готовы участвовать в разработке и обсуждении программы, которая определит стратегию развития общественного транспорта в Архангельске и будет включать все аспекты организации пассажирских перевозок:
- комплексную схему организации дорожного движения;
- долгосрочный план строительства, реконструкции объектов улично-дорожной сети и инфраструктуры пассажирского транспорта (включая транспортно-пересадочные узлы и терминалы);
- научно обоснованную и экономически подтверждённую схему маршрутов наземного и водного пассажирского транспорта;
- перечень мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров.
Важнейшая составляющая программы — её финансово-экономическое обоснование:
- определение источников финансирования мероприятий (как бюджетных, так и внебюджетных);
- единые, экономически обоснованные и закрепленные (в утвержденной методике, опубликованной в открытом доступе) подходы к тарифному регулированию и бюджетному субсидированию пассажирских перевозок;
- механизм гарантированного возврата инвестиций для организаций и предпринимателей, вкладывающих собственные и привлеченные средства в развитие пассажирского транспорта (приобретение нового подвижного состава, внедрение системы электронной оплаты проезда, диспетчерского контроля за работой на маршрутах).
От программы до стратегии
Программа может и должна стать составной частью Стратегии развития Архангельска до 2020 года и Плана комплексного развития города как административного центра региона, а также государственной программы развития транспортной инфраструктуры Архангельской области. Такие программы приняты в Мурманске, Сыктывкаре, Череповце, Новгороде, Костроме, Саранске, Санкт-Петербурге, Ярославле.
На сегодняшний день в Архангельске такой программы нет. Поэтому стратегические приоритеты развития пассажирского транспорта не определены, их научное экономическое обоснование отсутствует, и предусмотреть последствия поспешных действий, направленных на изменения сложившегося рынка пассажирских перевозок не представляется возможным.
Ассоциация предлагает воздержаться от радикальных решений и выработать график поэтапных согласованных действий областных, городских властей и перевозчиков.
В частности, для внедрения системы электронной оплаты проезда и постепенного перехода на новые автобусы необходимо:
- отложить проведение конкурсов и сохранить действующие договоры с перевозчиками на период до 2020 года;
- приобрести минимальное количество валидаторов за счёт бюджета;
- не взимать плату с перевозчиков за каждую поездку при использовании электронных проездных;
- разработать и утвердить методику расчёта тарифа на проезд в пассажирском транспорте;
- рассмотреть вопрос установления нового тарифа в первом квартале 2017 года с включением в него инвестиционной составляющей и рентабельности пассажирских перевозок.
— Стоимость одной поездки для пассажиров может оставаться прежней, — отметил председатель совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов. — Перевозчики не хотят повышения цены билета — речь идет о понятной, прозрачной и доступной для всех методике расчёта тарифов и предусмотренной законом компенсации затрат из бюджета, в том числе и инвестиционной составляющей, необходимой как для внедрения электронных проездных, так и для обновления парка автобусов. Сейчас эти средства в тарифе отсутствуют.