В ходе совместных рейдов установлено, что огромное количество такси оказывают эту услугу без соответствующего и обязательного разрешения. А сами поездки проходят с существенными нарушениями правил безопасности, отметил ведущий консультант министерства транспорта Архангельской области Олег Белозёров:
«Начиная со второй половины января и до сего дня министерством транспорта возбуждено и рассмотрено 23 административных делопроизводства. А также переданы четыре сообщения в ГИБДД о нарушениях закона перевозчиками такси. Сейчас министерством выдано и действует порядка 1200 разрешений на работу такси в Архангельской области». Но нелегалов — в несколько раз больше.
Что именно беспокоит контролирующие органы и какова ситуация на практике, мы узнали, отправившись в один из совместных рейдов.
Ведущий консультант областного минтранса Олег Белозёров.
Почти детектив
Первым в ходе проверки останавливают автомобиль «Волга» цвета «баклажан». Пассажир, выходя из салона, говорит, что заказал такси у одной из известных в Архангельске фирм. Пара минут уходит на то, чтобы проверить документы у водителя и кратко побеседовать. В итоге на него составляют два административных материала: за отсутствие на корпусе автомобиля символов «такси» и за отсутствие документа о предрейсовом техническом контроле. За каждое нарушение грозит штраф в 3 тысячи рублей.
Шофёр, явно расстроенный проверкой, на протяжении всего времени оформления бумаг наотрез отказывается выйти из машины: «Если надо, пусть сами подходят». В ответ на вопросы говорит, что в такси не работает, потому и контроль никакой не делал перед рейсом. Ответ его лаконичен: «Никто тут не бомбит!». Но на машине — три высокие антенны, а на груди водителя — микрофон рации. Рулевой, хмурясь, прячется ещё глубже в салон от видео и фотокамер, звонит по мобильному телефону.
Проходит пара минут, и на площадку, где задержана видавшие виды «Волга», заруливает новенький «Ауди». Останавливается неподалёку. Водитель внимательно, с прищуром осматривает машины и нас. Дальше «Ауди» делает крутой вираж, и медленно проезжает мимо. Водитель всё так же внимательно изучает ситуацию. Уезжает, поднеся к уху мобильный телефон и начиная что-то рассказывать.
Спустя ещё минут пять подкатывает следующий автомобиль, старенькая «Волга». Водитель, ухмыляясь и выставив видеокамеру в открытое окно, на медленном ходу «проплывает» мимо нас. Напоследок успеваем иронично помахать в ответ.
«Выживают, как могут»
Проходит полчаса от начала проверки. За это время «собираем» на себе напряжённые, недовольные взгляды многих водителей и даже едкие аплодисменты ездоков инкассаторского броневика.
Останавливают ещё одну такси, белый «Рено Логан». На бортах — выцветшие следы былых наклеек такси, на крыше присутствует требуемый опознавательный «фонарь». Водитель говорит, что лицензия такси у него имеется, «шашечки» на крыше установлены законно. Даже в рейд таксист попадает первый раз и даже работает легально. Но и здесь не без замечаний: представитель ГИБДД поясняет, что в страховом полисе тоже должно быть указано, что автомобиль используется как такси. Итог — штраф за административное нарушение.
То, что творится с такси в городе, водитель комментировать отказывается, лишь сурово бросает: «В каждой работе есть свои проблемы, правильно? Все выживают так, как могут».
Двух выявили — ещё десять ездят
В рамках проверочных мероприятий представители регионального министерства транспорта рекомендуют всем перевозчикам оформляться легально и соблюдать все правила.
Сколько таксистов работает сейчас нелегально, точно сказать сложно: это примерно порядка 5-6 тысяч человек. Количество фирм такси тоже сложно установить — прежние уходят, появляются новые. Но порядка десяти организаций действуют в Архангельске постоянно. Из наиболее частых нарушений — отсутствие опознавательного «фонаря» такси на крыше автомобиля и отсутствие цветографической схемы на его бортах. А также — отсутствие у водителей путевых листов с отметкой о прохождении предрейсового медицинского контроля и технической проверки автомобиля перед рейсом.
Рейды и проверки машин на дорогах продиктованы не придирчивостью государственных служб. Бесконтрольность работы таксистов в итоге сказывается на безопасности, здоровье, а порой и жизни пассажиров такси. Причём, серьёзные проблемы есть и с организацией работы в фирмах, осуществляющих перевозки. Например, диспетчерские службы не берут на себя ответственность за перевозку, а отвечают лишь за передачу информации таксистам. При этом диспетчер не знает, имеет ли водитель разрешение, выпускали ли его на линию механик и медицинский работник.
В первом чтении в 2014 году Госдумой уже был принят законопроект об ответственности диспетчерских служб такси, но пока до конца закон не принят. Что же касается ситуации с нелегальными автомобилями, в Москве появилась практика изъятия нелегальных машин такси в случае доказанного нарушения правил перевозки.