Подобное мероприятие стало возможным благодаря международному проекту «Сила творчества», наводящему культурно-коммуникационные мосты между регионами СЗФО и странами Северной Европы. В него вовлечены как авторитетные учреждения, университеты Финляндии, Дании, Исландии, Норвегии, России (например, Высшая школа экономики), так и конкретные люди, имеющие богатый опыт работы в культурной сферы. В частности лекцию студентам ВШЭ прочитал организатор экологического арт-фестиваля «Тайбола» северодвинец Илья Кузубов.
Елена Хорошкина.
Культурная миссия
По словам представителя проекта «Сила творчества» Елены Хорошкиной, прежде на поморской земле разговор о музыкальной индустрии как о бизнесе вообще не вёлся. И это похоже на правду. Многое в шоу-бизнесе у нас держится на энтузиазме. Многое, но не всё. Как сделать культуру сферой малого предпринимательства — вопрос действительно серьёзный. Об этом давно задумались в Европе и в Китае.
— Культура активно используется европейскими городами, чтобы трансформировать экономику и привлекать инвесторов и туристов. Используя термин «бренд», мы говорим об итальянской и французской моде, о британской и шведской музыке, о финском и датском дизайне и голландской архитектуре. Творческие центры и кластеры европейских городов, таких как Париж, Амстердам, Лондон, Милан, действуют как магнит для международных инвесторов и творческих работников, которые ищут вдохновения и знаний, — констатировала Елена Хорошкина.
По её словам, культура помогает трансформировать рынок труда, способствует появлению новых навыков и компетенций у людей, решает социальные задачи, улучшает городскую среду, помогает преодолевать социальные противоречия и делает ещё множество полезных вещей.
Но ключевой вопрос — как предпринимателю от музыки не протянуть ноги от голода. И если говорить о шоу-бизнесе в Архангельске серьёзно, то он находится, мягко говоря, в сложном положении, если вообще существует.
Конечно, немалая прослойка местных музыкантов отвечает на этот вопрос вполне конкретно: они организовывают так называемые кавер-бэнды и играют популярную в народе поп-музыку. Платёжеспособное население Архангельска, посетители заведений общепита — а это преимущественно люди среднего возраста — с удовольствие потребляют такой продукт вместе с пенными и прочими напитками. Впрочем, нормы рентабельности у таких кавер-проектов всё равно низки и музыкантам приходится трудится на других работах. Да и креативная составляющая кавер-бэндов тоже довольно спорная.
Тим Дорофеев.
Архангельск любит «чёрную» музыку…
Впрочем, есть северяне, которые пытаются сделать что-то самобытное. И у них это получается. Это и упомянутый Илья Кузубов, это и джазовый музыкант и автор крупных культурных проектов Тим Дорофеев. По мнению организаторов семинара, благодаря музыкальным традициям Архангельск остаётся европейским городом. Высокую музыкальную планку в своё время установил Владимир Резицкий. И у него есть продолжатели.
Тим Дорофеев, например, решил сделать древу поморской культуры прививку блюза. Организовал фестиваль «Архангельск блюз». Успешый джазовый фестиваль Резицкого ранее доказал, что «чёрная» музыка у нас востребована. Но и блюз тоже пришёлся к месту. Для того, чтобы провести первый блюз-фест Тиму пришлось продать свой дорогой инструмент Fender Jazz Bass. Но время показало, что это была не напрасная жертва. Теперь фестиваль проходит на самой крупной площадке города (в драмтеатре), в нём участвуют артисты из США и Израиля, люди ходят на блюз целыми семьями, а в партнёрах у организаторов значатся крупный банк и региональный минкульт.
Конечно, у Тима Дорофеева есть ещё одна любовь — джаз. Музыкант руководит продюсерским центром «Архангельск-Джаз», работает в оргкомитете фестиваля «Дни джаза Владимира Резицкого» и продолжает развивать архангельские традиции этно-джаза. Сам музыкант считает, что джазовая и блюзовая составляющие северной культуры делают город более привлекательным для туристов.
Алексей Чилибанов.
… и русский рок
Опытом организации крупных рок-фестивалей с молодёжью, пришедшей на семинар, также поделился нынешний директор Дома молодёжи Архангельской области Алексей Чилибанов. Для того, чтобы крупное рок-мероприятие (типа фестиваля «Мост») стало успешным нужна, как минимум, сплочённая команда. Необходимы, конечно, партнёры и продажи билетов, но, как и в других важных сферах, команда — основополагающий момент.
Организаторы фестиваля, организованного с нуля и в прямом и переносном смыслах в чистом поле, сталкиваются со множеством трудностей. Длящийся сутки-двое опен-эйр — результат годовой работы коллектива организаторов. Запросы артистов — отдельный повод для разговора (например, Земфира или «Ленинград» стоят порядка шести миллионов рублей). И не всегда инвестиция может окупиться в первый год. Помимо командной работы нужно уметь убеждать (артистов и их менеджмент), и уметь продавать (билеты) — без прибыли энтузиазм рано или поздно начнёт таять.
Кстати, следующим местом, где может состояться крупный фестиваль, может стать Котласский район.
С аудиторией также поделились своими знаниями продюсеры и организаторы из других городов России. И, будем надеяться, что проект продолжится. По крайней мере, на презентации организаторы заявили, что намерены наладить сотрудничество университетов для дальнейшего создания образовательных модулей в сфере креативных индустрий. Главное, чтобы эти модули показали свою жизнеспособность на практике, а не только в теории.