Общество
В Архангельске учитель и гимназисты создали сайт о Холокосте

В Архангельске учитель и гимназисты создали сайт о Холокосте

19.12.2016 10:22Мария АТРОЩЕНКО
Идейным вдохновителем проекта стал преподаватель истории в архангельской гимназии № 3 Михаил Копица.

Сайт называется «Памяти Холокоста. Жертвы заслуживают нашей памяти». Всё началось с того, что летом 2016 года Михаил Копица побывал на сессии научно-просветительского центра «Холокост».

— Я понял, что мои представления о Холокосте довольно примитивны, — рассказал Копица ИА «Регион 29». — Значительную роль в Холокосте, — и это меня потрясло больше всего, — играли местные жители: сначала под давлением, потом — по собственной инициативе они творили погромы, убийства и так далее.  Я убедился, что настоящего знания о Холокосте в нашем обществе нет, оно очень схематическое. От него закрываются, ведь это трудное знание.

По словам педагога, этот сайт — не учебное пособие, а попытка осмысления и распространения информации.

— Это наше высказывание о том, что нас беспокоит, — рассказал Копица. —  Когда я приехал с сессии, я был настолько заряжен этой темой, что не мог говорить ни о чём другом. И я заразил этой темой многих людей. 

Сначала «загорелись» восемь гимназистов — ученики одиннадцатых классов третьей гимназии. Именно они создали основное наполнение сайта. При этом, никто никого не заставлял: ученики сами пришли к педагогу после того, как увидели фотосвидетельства из альбома Аушвиц. К проекту также присоединился журналист и художник Евгений Тенетов. А визуальное оформление сайта создал архангельский дизайнер Виктор Тяпков совместно со студией «42Design». Также с сайтом помогли сотрудница научно-просветительского центра «Холокост» Мария Гилёва и учитель русского языка и литературы третьей гимназии Ирина Пономарёва.

— Для ваших учеников создание сайта было внеучебной работой?

— Я бы сказал — внеклассной, потому что она, безусловно, учебная: ребята приобрели потрясающий опыт причастности к одной из величайших трагедий ХХ века, а заодно — всевозможные полезные навыки работы с информацией, — ответил Михаил Копица.

— Но ведь ваш вклад в осмысление этого феномена — капля в море подобных проектов в мире. Что в нём может значить это высказывание десяти с лишним человек?

— Множество капель и образует поток - это, во-первых. А во-вторых, проект информационный: на десять человек, которые делали проект, приходится тысяча, которые о нём узнают и почувствуют причастность, будут взволнованы тем, что происходило. И это гораздо важнее. Мы уже представляли его десятым классам: это произвело на них очень сильное впечатление.

Основное наполнение сайта о холокосте создали одиннадцатиклассники третьей гимназии.Основное наполнение сайта о холокосте создали одиннадцатиклассники третьей гимназии.

Миссия памяти и творчества

Участие в проекте раскрыло лучшие творческие качества гимназистов. Ученица филологического класса Алла Пономарёва нарисовала акварельные комиксы, посвящённые Янушу Корчаку.

— Я люблю комиксы, к тому же очень хочу поступить на факультет графического дизайна, — объяснила выбор жанра и героя Алла. — Януш Корчак меня потрясает! Поэтому первая мысль была о нём. Мне ещё мама в детстве о нём рассказывала, так что эта фигура всегда ассоциировалась у меня с Холокостом.

Яков Абакумов и Екатерина Суханова из математического класса создали анимационный ролик «Осознание Холокоста». За основу взяли графику Катерины по мотивам архивных фотографий.

— Мне хотелось сделать рисунки максимально аутентичными, — рассказала Катя. — В этом стиле я раньше не рисовала, и на такую тематику — тем более. Интересно было подстраивать изображение под анимацию. Одно дело, когда знаешь, что рисуешь статично, а тут приходилось всё в голове проанимировать самой. Для меня это стало возможностью сделать что-то, что останется надолго, сделать небольшой вклад в память.

Её «коллега» в основном занимался анимацией, а ещё — придумал название ролика.

— Работа была механическая и долгая, — пояснил молодой человек. — Иногда приходилось анимировать прямо кадрами, по секунде. Я думаю, всё знать о Холокосте невозможно, да и не стоит: тогда спать спокойно не сможешь. Узнал ли я что-то новое? В первую очередь, я осознал своё отношение к этому феномену.

Отметим, что у анимационной хроники — оригинальный саундтрек. 

— Сначала мы хотели поставить туда песню «The End» группы «Doors», — добавил Михаил Копица. — Но когда мы залили его на «YouTube», «Warner Bros.» собрались его монетизировать и добавить рекламу. Рекламу перед роликом о Холокосте! Поэтому мы использовали оригинальную музыку нашего архангельского композитора, который разрешил её использовать. 

Ученицы филологического направления Анна Барачевская и Мария Соловьёва исследовали отражение Холокоста в кинематографе.

— Я очень люблю кино, люблю рассматривать мировые проблемы через призму кинематографа: так легче понимать, что происходит в мире, — сказала Мария.

Анна рассказала, какие картины произвели на неё наиболее глубокое впечатление:

«Некоторые фильмы я посмотрела только, работая над проектом: я поняла, что время пришло, и что я могу понять их. Например, „Поезд жизни“ — он вообще не очень известный, но это, действительно, выдающаяся работа. В нём рассказывается о том, как евреи построили поезд и выехали из гетто. Там потрясающая энергетика. Работа далась нелегко, потому что тема очень тяжелая. Но когда понимаешь, что должен вложиться в это дело, ты берёшь себя в руки. Это того стоило».

Подбирая фильмы для своего 20-минутного видеодайджеста, девушки обнаружили, что режиссёры говорят о тех ужасных событиях очень по-разному. 

— Не надо воспринимать фильмы о Холокосте только как серые, депрессивные, наполненные болью, — сказала Анна Барачевская. — Например, «Жизнь прекрасна»: о страшных событиях там снято с такой улыбкой!

Между жизнью и адом

Евгений Тенетов специально для сайта создал серию рисунков по мотивам альбома Аушвиц «Последний поезд».

— Эти снимки, на которых запечатлены прибытие и разгрузка поезда, и натолкнули меня на мысль. Я нарисовал людей в тот момент, когда они ещё не вполне понимали, куда едут и чем всё закончится, когда они находились в пограничном состоянии между жизнью и адом. В этом состоянии они пребывали только в поезде: дальше начинался кошмар, — объяснил название художник. — Им же никто не говорил, что их везут убивать: они думали, что едут на выселки, брали с собой вещи. И это пограничное состояние, наверное, самое страшное: когда они еще не вполне понимали, что с ними может сделать государство. Они, как котята, в тот момент, ещё надеются на помилование, но этого не происходит.

Практически у всех фигур, изображённых Тенетовым, не прорисованы лица. Потому, что художник рисовал не конкретных людей, а собирательный, обезличенный образ.

— Это был не кошмар конкретного человека, а общечеловеческая катастрофа, — подчеркнул Евгений Тенетов. — Поэтому на рисунках изображено некое человеческое существо. Я убеждён, что произошедшее касается не только евреев, а всех: может случиться с каждым.

Работа совести

Теперь, когда всё сделано, автор идеи сайта Михаил Копица почувствовал облегчение:

«Для меня лично это была своего рода работа совести. Когда мы закончили, я почувствовал, что у меня гора с плеч».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.