В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
ЖКХ
​Министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области: «Дно мы точно прошли»

​Министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области: «Дно мы точно прошли»

25.10.2016 11:38Вадим РЫКУСОВ
Андрей Поташев, министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона, дал эксклюзивное интервью ИА «Регион 29».

— Андрей Петрович, когда вам предложили занять такой пост, вы осознавали, с какими сложностями вам придется столкнуться?

— Термины «сложности»  или «трудности», на мой взгляд, в нашей работе неуместны. В системе ЖКХ сложилась определённая реальность. А наша задача — улучшить эту реальность. Есть вызовы. Исходя из этого, мы ставим задачи, модернизируем систему, совершенствуем законодательство. Мне, наверное, было проще: я до назначения работал в министерстве и понимал все поставленные задачи.

Андрей Поташев: «Термины „сложности“ или „трудности“ в нашей работе неуместны. В системе ЖКХ сложилась определённая реальность. А наша задача — улучшить эту реальность. »Андрей Поташев: «Термины „сложности“ или „трудности“ в нашей работе неуместны. В системе ЖКХ сложилась определённая реальность. А наша задача — улучшить эту реальность.»

Свет в конце тоннеля виден 

— Но уровень проблем местами — запредельный. Потери воды у архангельского «Водоканала», например

— Да, мы это понимаем. Громадный износ оборудования, коммуникаций. Но этим надо целенаправленно заниматься и приводить в нормальное состояние. И мы движемся: разрабатывается концессионное соглашение для того, чтобы крупный инвестор смог максимально эффективно решить все проблемы ‚Водоканала‘. 

— Процесс определения концессионера-инвестора затянулся?

— Концессия — непростой путь. На законодательном уровне есть ряд ограничений по передаче объектов в концессию. Когда мы начали отрабатывать нюансы с недвижимостью, установкой коэффициентов и так далее, появились проблемы, которые затягивают процесс. 

Какие-то объекты находятся в залоге. Не секрет, что МУП "Водоканал" кредитовался, пользовался заёмными средствами, как и многие другие предприятия. Это имущество надо ‚освободить‘ — заплатить кредит банку. Концессионное соглашение подразумевает, что передаваемый концессионеру объект, должен быть ‚очищен‘ от всех обременений. 

Но, тем не менее, свет в конце тоннеля виден.

— То есть, область помогает? 

— Однозначно. Мы плотно участвуем. Ведутся переговоры с банками и другими участниками процесса. 

— Когда примерно может быть определён концессионер?

— Думаю, конкурсные процедуры начнутся в начале 2017 года.

Износ деревянных домов в Архангельске составляет 70 процентовИзнос деревянных домов в Архангельске составляет 70 процентов

«Деревяшки»: сносить или не сносить?

— Какую проблему в ЖКХ региона вы считаете наиболее острой? 

— Износ коммунальной инфраструктуры, достигающий 60-70 процентов. Старые котельные установки имеют КПД 60 процентов, а современные котельные установки — более 90 процентов. Стоимость гигакалории для потребителя тепла от новой котельной — ниже, чем от устаревшей. 

Деревянные дома в Архангельске, износ которых составляет 70 процентов. На сегодня неактуально проводить их капитальный ремонт. 

— И Фонд ЖКХ запрещал.

— Не рекомендовал. Сейчас мы стоим на позиции, что если жилое здание можно поддержать, то нужно это делать. Но, если мыслить стратегически, то, конечно, надо такие дома сносить, поскольку их невозможно поддерживать бесконечно.

Ещё одна проблема — не до конца понятны и прозрачны правила игры. В нормативной базе есть пробелы. Например, такой животрепещущий вопрос: мы начинаем отопительный период 15 сентября, заканчиваем 15 мая, а норматив потребления рассчитывается из полного месяца. То есть мы, жители, которые платят за услугу по нормативу, оплатим и весь сентябрь и весь май. Теплоснабжающая организация имеет полное право выставить нам счёт за полные два месяца. Это подтверждено решениями судов. Но логика тут отсутствует. 

— Насколько регион готов к сносу ‚деревяшек‘?

— Идёт целенаправленная работа. Область должна до 1 сентября 2017 года расселить людей, проживающих на 266 тысячах квадратных метров аварийного жилья.

— Сейчас на какой отметке находимся?

— На половине.

— Успеем?

— Успеем. Почему говорю оптимистично? Потому что мы перешли от концепции строительства маленьких домиков к строительству многоквартирных девяти- и десятиэтажных домов. Яркие примеры — строящиеся комплексы на Ленинградском и Московском проспектах в Архангельске. На Московском идёт финишная отделка. Эти дома строятся для жителей аварийных домов, попавших в реестр до 1 января 2012 года.

Но после этой даты были признаны аварийными ещё 370 тысяч квадратных метров. Есть надежда, что новый закон, который позволит нам расселить людей из этих домов, будет принят Госдумой РФ на осенних сессиях. 

— Очень много разговоров вокруг деревянного домостроения, которое якобы может дать импульс процессу переселения из ветхого жилья. Как вы оцениваете подобные разговоры?

— Деревянное домостроение нужно встраивать в другие программы, например, улучшения жилищных условий. Но нам, чтобы расселять людей, нужны большие объёмы строительства. На уровне деревянного домостроения это пока невозможно. На мой взгляд, нужно строить 9-10-этажные комплексы.

Сегодня всё структурировано

— Вы уверены, что ставить счётчики выгодно?

— Конечно. И люди это понимают. Ты чётко видишь, сколько потребил, за что платишь. Статистика ‚оприборенных‘ многоквартирных домов растёт. Хотя и здесь есть нюансы. Поставить общедомовой счётчик в девятиэтажке — одно, а в 8-квартирной двухэтажке — неподъёмная для жильцов стоимость.

—  Как вы оцениваете реформу ЖКХ в целом? Люди болезненно её восприняли, но она, похоже, была неизбежна. 

— Это одна из масштабнейших и сложнейших реформ в новой истории России. Но результаты есть. Я считаю, дно мы точно прошли, когда был полный хаос и никто не знал, что нужно делать. Сегодня всё структурировано и разработана стратегия ЖКХ. У нас в области есть, например, концепция развития коммунального теплоснабжения. Готовится концепция развития водо-канализационного хозяйства, благодаря которой концессионер будет гарантировать модернизацию инфраструктуры, а власть — возврат инвестиций инвестору.

— Концессия хороша для всех коммунальных сфер? Ведь есть города-миллионники и маленькие города, где уровень проблем и платежей разный. 

— Если город крупный, значит и концессионер будет крупный, в небольшое поселение придёт более мелкий концессионер. Это, кстати, возможность для малого и среднего бизнеса.

Но ярких примеров, что концессия очень хорошо работает и без каких-либо проблем, наверное, нет на сегодня. Почему вносятся изменения в закон о концессиях. Теперь в концессионных соглашениях будут прописаны региональные правительства, повторюсь, выступающие гарантами. 

У нас в области на сегодня удовлетворительно работают более 30 концессионных соглашений. Уровень инвестиций превышает один миллиард рублей. 

— Можно ли заставить, на ваш взгляд, управляющие компании быть более эффективными?

— Мы долгое время жили, надеясь на государство.Затем произошли крупные изменения: мы приватизировали своё жильё, стали собственниками. Но отношение до сих пор часто такое: всё, что за дверями квартиры — не моё. Вот, что важно.

Управляющая компания — это нанимаемая нами подрядная организация, которая должна выполнять обязательства перед нами по условиям договора. Но мы сами в себе должны воспитать активного собственника, тогда и в работе с управляющими компаниями будет проще. Мы можем выбрать компанию, спросить с неё годовой отчёт о том, куда были направлены средства, поручить выполнить конкретный вид работ. 

При необходимости можем поменять организацию. Но нужно самим быть активнее. Не хотим доверять коммерческой организации — можно создать ТСЖ. Есть достойные примеры, когда товарищество прекрасно управляет жилфондом, а жильцы даже скидываются на установку детских площадок. 

Конечно, для определённых случаев у нас есть кнут. Это законами установленные нормы, Жилинспекция, ведущая в том числе лицензирование деятельности управляющих компаний. С 2017 года в области заработает система ГИС ЖКХ, где будет размещена вся информация по всем домам и управляющим организациям, вплоть до наших счетов за ЖКУ. 

Андрей Поташев: «Что касается капитального ремонта, финансирование прекращено. Мы должны здесь работать сами. Я считаю, что это правильно».Андрей Поташев: ‚Что касается капитального ремонта, финансирование прекращено. Мы должны здесь работать сами. Я считаю, что это правильно‘.

Кап-кап-ремонт 

—  Плата за капремонт. Будет ли она действительно эффективно работать, на ваш взгляд? 

— До появления федерального Фонда ЖКХ, до 2008 года, мало кто менял трубы и батареи, не говоря о ремонте фундаментов, кровель и фасадов. Теперь заработала система капитального ремонта. И она сразу стала демонстрировать эффективность. В 2015 году было отремонтировано 85 многоквартирных домов, за прошедший период 2016-го — 197 домов. На 2017 год в краткосрочный план включены 428 домов. Это очевидное движение вперёд. Система работает. 

Активность собственников обычно низка, никто не хочет заниматься такими вопросами. И в данном случае законодатель предусмотрел, что такую обязанность возьмёт на себя региональный оператор по капремонту. Сейчас получается так: сколько денег собрано, таким и будет ремонт. Кровля, или фундамент, или фасад — определится в зависимости от сборов. 

Если собственники хотят большего, то можно создать спецсчёт и скинуться на ремонт. Есть такие примеры, когда люди оплачивают ремонт фасадов, замену труб. Но опять-таки, как и в случае с счётчиками, такой подход принципиально трудно осилить жильцам 12-квартирного дома. 

— Продолжается ли работа региона с Фондом ЖКХ?

— По закону фонд работает до 1 сентября 2017 года. Он имеет три главных направления — капремонт, переселение из аварийного жилфонда и модернизация инженерной инфраструктуры.

Что касается капитального ремонта, финансирование прекращено. Мы должны здесь работать сами. Я считаю, что это правильно. По аварийному переселению по действующей программе обязательства фонда — 5, 9 миллиардов рублей. На сегодня правительство области защитило заявку полностью. Фонд перечислит необходимые деньги на проводимые работы. Средства зарезервированы под Архангельскую область. 

Мы также готовимся по третьему направлению. Будем участвовать в конкурсе и заявляться на средства для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Мы приняли стратегию поддержки прежде всего объектов водо-канализационного хозяйства. Эта сфера (в отличие, скажем, от энергетики) считается инвестиционно непривлекательной. Тем не менее себестоимость предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению достаточно высока. Она соизмерима с затратами в энергетике. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.