Для жителей островных территорий Архангельска готовят пункты временного размещения
Регион
​Эксперты предлагают временно забыть об Арктике

​Эксперты предлагают временно забыть об Арктике

20.10.2016 10:37Вадим РЫКУСОВ​
На форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» основательную дискуссию вызвали вопросы переориентации производств военной морской техники на мирную и освоение шельфа.

Полемика завязалась после того, как руководитель дирекции программы «Суда и морская техника для освоения месторождений нефти и газа» Объединённой судостроительной корпорации Виталий Торбик представил доклад о современных вызовах перед ОСК и путях их решения.

В структуре ОСК — семь проектно-конструкторских бюро и 13 судостроительных и судоремонтных заводов, расположенных в Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях. Корпорация выполняет гособоронзаказ, но с учётом прогнозируемого снижения объёмов производства продукции военного назначения неизбежно встанет вопрос о создании техники гражданского назначения, прежде всего судов и технических средств для освоения углеводородов. Виталий Торбик рассказал о планируемых ОСК в этом контексте действиях — использовании современных технологий и подготовке высококвалифицированных кадров.

Гендиректор «Звёздочки» Николай Калистратов посетовал на отсутствие конкретики в вопросе перехода к гражданским проектам.

— Ясности никакой нет пока, когда мы начнем заниматься конкретно. Мы готовимся. Президент сказал, что с 2022 года гособоронзаказ резко снизится, и вы должны быть готовы. Многие вопросы решены, мы построили самую большую в мире платформу «Приразломную». Она довольно современная. Она не хуже, чем финская, — пояснил свою точку зрения руководитель северодвинского предприятия ОСК.

Омертвление ресурсной базы

Модератор дискуссии, гендиректор геологического консультационного центра «Гекон», член научного совета при Совбезе РФ Михаил  Григорьев обратил внимание, что на фоне снижения цен на нефть и экономических санкций, «шельфовые монополисты» — «Роснефть» и «Газпром» — сдвигают сроки проведения буровых работ.

— Всё это уходит за горизонт 2025 года, когда оборонный заказ будет снижаться, — отметил эксперт.

Кроме того, для северо-западных предприятий ОСК конкуренцию составляет дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда». И даже если «север» совершит переход на «мирные рельсы», то портфель шельфовых заказов ему никто не гарантирует. На это Виталий Торбик ответил, что к 2025 году мировая экономика восстановится и спрос на нефть и газ возрастёт, а соответственно увеличится количество заказов на морскую арктическую технику.

Редактор аналитического журнала САФУ «Арктика и Север» Юрий Лукин заявил, что арктические  нефть и газ утратили актуальность и уступили углеводородную повестку дня южным морям, где добывать проще.

— Об Арктике в отношении углеводородов на некоторое время надо забыть и развивать Северный морской путь и туризм и так далее, — считает эксперт.

Михаил Григорьев напомнил, что в России введён временный мораторий на выдачу лицензий на освоение  шельфовых месторождений. Причина, по словам эксперта, — недостаточно активные действия Роснефти и Газпрома на лицензионных участках.

— Это омертвление огромной ресурсной базы, которая в теории должна была выступать в качестве бюджетоформирующего источника, — считает эксперт.

Он также отметил, что у ОСК остаётся огромное количество задач по строительству техники для освоения арктических (но не шельфовых) месторождений. А шельф (прибрежная зона океана), по его словам, — это дальняя перспектива. Однако представитель корпорации Виталий Торбик ответил:

«Нельзя отключаться от развития Арктики, потому что потом нельзя будет наверстать».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.