Северодвинцам не впервой выступать в архангельской областной библиотеке имени Добролюбова. На счету уже три представления: «Евгений Онегин», «Во весь рост живу только в стихах» — поэтическая биография Марины Цветаевой — и «Родион и Сонечка» по роману «Преступление и наказание».
На этот раз актёры драмтеатра снизили градус драматизма и привезли показать соседям комедию — очень лаконичный, в лучших традициях формулы «краткость — сестра таланта», мини-спектакль по ранним рассказам и юморескам Антона Чехова.
Спектакль «Номера» ещё очень молод: впервые его представили в мае на малой сцене драмтеатра. В постановке участвуют Светлана Авраменко, Вадим Мизин и Павел Варенцов.
Зрители не просто занимают все свободные места, но и приносят стулья с собой, плотно рассаживаясь в проходах.
Чеховский «Ералаш»
Такие своеобразные гастроли северодвинского театра в Архангельск проходят при поддержке регионального отделения Союза театральных деятелей России. Выступления гостей в Добрлюбовке традиционно проходят в библиотеке при полном актовом зале: школьники, студенты, рабочий люд и пенсионеры не просто занимают все свободные места, но приносят стулья с собой, плотно рассаживаясь в проходах. Сам Антон Павлович написал бы наверняка, что зрители сидели друг у друга на головах.
Оно и понятно: в Архангельске, конечно, и своих театров достаточно, но разве отличный спектакль по русской классике, да ещё и бесплатный, можно пропустить?
Интересно, что рассказа, который так бы и назывался — «Номера» — у Чехова нет, но название одним широким мазком создаёт цельный художественный образ, в котором отдельные новеллы разворачиваются в разных «нумерах» одной гостиницы в городе N. На сцену попали шесть рассказов: «Средство от запоя», «Контрабас и флейта», «Конь и трепетная лань», «Два газетчика», «В номерах» и «Размазня».
Нас, как журналистов, особенно тронули «Два газетчика». Вот вам и сермяжная правда профессии: репортёр сначала пытался вытащить друга по перу из петли, а затем прикинул, сколько заметок, статей и фельетонов можно по следам его кончины написать, что сразу же утешился.
В новеллистичности мини-спектакля, с одной стороны, его сила, а с другой — небольшая слабинка. Сами шесть микро-спектаклей сыграны на пять баллов, но, несмотря на тематическую близость этих отрывков, ощущения единого целого не возникает: скорее, какого-то «Ералаша». Возможно, единения в сюжете было бы больше, если б к этим шести рассказам создатели спектакля добавили кусочек от себя — допустим, слово рассказчика-коридорного в начале и конце.
Всё-таки финальные слова героя «Размазни»: «Ну разве можно на этом свете не быть зубастой?», — не подытоживают всего происходившего на сцене. Или подытоживает? Всё-таки, в той порой абсурдной и комичной действительности, в которой мы живём, нам всем не помешает немного зубастости.
Актёр северодвинского драмтеатра Павел Варенцов впервые выступил в роли режиссёра.
«Это же Чехов!»
Актёр северодвинского драмтеатра Павел Варенцов в спектакле сыграл не только находчивого цирюльника и журналиста-меланхолика, но и выступил нём в роли режиссёра-постановщика — впервые в своей карьере.
— Как вы поняли, что пора заняться постановкой спектакля?
— Ну, не знаю! Это же Чехов! Так что всё получилось довольно легко. Мы получаем огромное удовольствие, когда его играем. Рассказики хоть и маленькие, но очень ёмкие. И в них многое узнаётся. В нашем обществе и по сей день есть такие люди, богема. Мы хотели немножечко показать жизнь внутри этой богемы. Спектакль достаточно молодой, мы его у себя-то на площадке довольно редко пока ещё играем.