Сохранение национальной культуры — вещь важная и необходимая. Сложно сегодня найти человека, который поспорил бы с этим утверждением. Но так сложилось, что нам, детям 70-х и 80-х, долгое время это было не интересно. Нам, уставшим к началу 90-х от балалаек, матрёшек и кокошников, показали мир за пределами границ Советского Союза и культура дальнего зарубежья увлекла нас своей необычностью, экзотичностью. Хотелось впитывать её, а не доморощенную, воспитываемую в музыкальных школах по единой программе русскую национальную культуру. Это, а ещё непрофессиональный подход к её ретрансляции, неумении продать её потребителю, убили какой-либо интерес у молодёжи. 

Живая народная культура по своей форме зафиксиовалась в сталинские времена и не развивалась до последних лет. Её заключили в янтарь и покрыли пылью. Профессионалы не хотели или не могли массово адаптировать культурные традиции к современности.

И направление это всегда подпитывалось старшим поколением, для которого национальные культурные элементы — идеальный образец их недавнего быта. Такие же (но чуть попроще) песни пели в избах их бабушки, такие же (но чуть попроще) звуки гармошки звучали на улице, в такие-же (но чуть попроще) наряды облачались их матери. 

Классическое прочтение народного творчества.

Именно таким, немного нафталиновым действом потчевали собравшихся пенсионеров в Архангельском театре драмы имени Ломоносова 23 сентября. Приуроченный к открытию ярмарки праздничный концерт «Маргаритинские смотрины. Празднуем вместе!» собрал на сцене разномастных «народников».

Бойкие бабушки из архангельской глубинки пели как могли, бойкие мужички из хореографических студий наигранно рубились на пластиковых топорах, молодые гармонисты поражали неподготовленную публику академическими «запилами» на гармониках, гостьи из Вологды показывали кружевные наряды-товары (это о тёплых платках) лицом накануне главного торгового дня ярмарки.

У самой Маргаритинской ярмарки совсем другие, коммерческие цели. Народные мастера, представляя свой товар, ориентируются уже не на организацию досуга, а на коммерческую успешность. Им приходится учитывать спрос и адаптировать свои поделки под хозяйственные нужды или сувенирный интерес. Возвращающаяся мода, диктуемая идеологией при поддержке крупных (иногда luxury) производителей, им только на руку.

Северная этника в рукавичных узорах на Маргаритинской ярмарке.

Но максимальной проработки народные мотивы достигли на третьем фестивале «Костюм Русского Севера». 25 сентября финалисты фестиваля-конкурса хвастались достижениями. И знаете, зал был полон интересующимися. Наша онлайн-трансляция с этого мероприятия до сих пор обсуждается в фейсбуке (её можно посмотреть и сейчас: 1, 2).

Свежие подходы к одежде с учётом локальных народных мотивов пришлись очень по вкусу профессионалам и простым ценителям красоты. Никакого нафталина несмотря на народность, никакой наигранности, работают профессионалы. Это очень заметно. Свежие подходы к одежде с учётом локальных народных мотивов пришлись очень по вкусу профессионалам и простым ценителям красоты.

Никакого нафталина, несмотря на народность, никакой наигранности, работают профессионалы. Это очень заметно.

Юг Севера представляет свою коллекциюЮг Севера представляет свою коллекцию.

Это замечание не к тому, что на «Маргаритинских смотринах» работали дилетанты, вовсе нет. Там работали мастера, к режиссуре и организации тоже вопросов нет. Жанр не тот. Не актуальный.

Люди там работали для широкой публики, для скучающих бабушек. А на фестивале профессионалы работали для профессионалов и это чувствовалось. То, чего не хватало в песенно-плясовых выступлениях, новизны в осмыслении русской этнической культуры, было полностью компенсировано на дефиле.

С нетерпением ждём четвёртого фестиваля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.