В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/3
Общество
В Няндоме откроется новый туристический маршрут

В Няндоме откроется новый туристический маршрут

15.09.2016 18:10Николай КАРНЕЕВИЧ
Через месяц, 15 октября, в городе стартует проект «Станция Саввы Мамонтова в стиле модерн».

Дата выбрана неслучайно: 15 октября — день рождения известного российского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, много сделавшего для становления Няндомы, как крупного станционного посёлка при железной дороге. Кстати, в этом году исполнится 175 лет со дня рождения благотворителя.

Напомним: в конце XIX века правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить её до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости магистрали почти вдвое. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без собственной финансовой заинтересованности. Осенью 1895 года были уложены первые рельсовые пути, а регулярное движение поездов по линии «Вологда — Архангельск» открылось в 1898 году. В том числе, поезда проходили и через станцию Няндома. С тех пор её рабочих и жителей, в честь Мамонтова, окрестные крестьяне стали дразнить «мамоновыми людьми» или «мамонами».

Основанием для дразнилки могла послужить обычная зависть. Мало того, что рабочие и служащие железнодорожной станции имели стабильный источник дохода — они жили в новеньких, красивых деревянных домах. В которых (больше ста лет назад) были проложены водопровод и канализация.

Наследие Мамонтова

Деревянные дома с характерной архитектурой оказались на удивление хорошо построены — все они до сих пор жилые! Недавно в Няндоме мне поведали один из секретов: их крепкие каменные фундаменты сложены из хорошо подогнанных блоков. Поразительно, но 120-летние «дома-долгожители» выглядят гораздо крепче и увереннее своих более младших братьев, построенных при советской власти, и уже сильно обветшавших.

Няндома среди северных станций железной дороги на сегодня располагает, пожалуй, самым большим фондом старых деревянных строений. Вокзал, правда, в отличие от станции Обозерской, сохранить не удалось. Зато, кроме, по меньшей мере, двух десятков жилых домов, в Няндоме остался пруд, выкопанный ещё при Савве Мамонтове, бетонный погреб-ледник и, конечно, паровоз.

Именно поэтому и было принято решение создать в историческом центре города своеобразную экспозицию под открытым небом. Задумку в этом году поддержала Корпорация развития Архангельской области: проект «Станция Саввы Мамонтова в стиле модерн» стал участником акселерационной программы по продвижению идей в сфере культуры и туризма.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.