Школа проходит в рамках тематической сети «Работа в Арктике» Университета Арктики. Её участниками стали студенты магистратуры и аспирантуры, которые занимаются исследованиями физиологических и психологических особенностей работы человека в полярных и приполярных регионах. В списке участников — САФУ, СГМУ, университет Оулу Финляндии, Арктический университет Норвегии, Финский институт гигиены труда и университет Лапландии.

Как сообщила эксперт исследовательского офиса Университета в Арктике Ольга Клишева, в школу вовлечены 14 экспертов и 18 студентов. 

Отметим, что для того, чтобы поучаствовать в школе, магистранты и аспиранты должны были пройти внутренний конкурс у себя в университете. Отобраны были те из них, чьи исследования наиболее приближены к теме школы.

— Были отобраны даже студенты-юристы, потому что темы их диссертаций связаны с адаптацией человека в Арктике, — пояснила Клишева.

Кроме того, в проекте задействована компания, которая занимается производством одежды для работы на Севере, и разработчики новых материалов, приспособленных к условиям работы в Арктике. 

Требовательная Арктика

По словам лидера тематической сети, заведующей кафедрой психологии САФУ Натальи Симоновой, школа направлена не собственно на тех, кто работает в Арктике, а на тех, кто будет заниматься их медицинским и психологическим сопровождением — психологов, медиков и гигиенистов.

—  Арктика сама по себе предъявляет особые требования к организму и к психике человека, — отметила Наталья Симонова. — Если бы человек был гораздо сильнее физически и увереннее, жёстче в поведении, то, кажется, тогда ему и было бы хорошо в Арктике. Но ещё у Бродского были стихи о том, что Север крошит металл, но щадит стекло. Соответственно, нужно иметь умеренную силу, умеренный самоконтроль, потому что Север ломает жёстких людей. Нужно быть гибким, уметь приспосабливаться и, самое главное, — на крайнем Севере человек не может без другого человека. Чем суровее климатические условия, тем больше человек нуждается в поддержке другого человека. И поэтому психологические аспекты очень важны. 

Первой участники школы прослушали лекцию директора НИИ Арктической медицины СГМУ Галины Дёгтевой о здоровье человека в высоких широтах. Профессор Института гигиены и медицинской экологии рассказала, что на северных территориях человек испытывает синдром полярного напряжения, при котором все функции организма напрягаются и перестраиваются под эти суровые климатические условия. Например, у коренных народов Севера свои особенности: их организм спокойно реагирует на сырые деликатесы, но те же апельсины у них вызывают сильную аллергию.

Отметим, что осенняя школа займёт неделю. Уже в следующий понедельник участники школы поедут в Санкт-Петербург на конгресс Университета Арктики, где они смогут представить итоги своей работы на научной конференции, в которой примут участие порядка 500 представителей разных стран.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.