В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/5
Общество
Фото голодных детей войны рассказывают северянам о Швейцарии

Фото голодных детей войны рассказывают северянам о Швейцарии

27.08.2016 14:19Мария АТРОЩЕНКО
26 августа в столице Севера открылась выставка женевского фотографа-миротворца Жана Мора. Торопитесь! После нас её не увидит уже никто.

Название соответствующее — «Война глазами жертв». Хотя, тут, конечно, неувязка: апофеоз войны мы видим сквозь объектив камеры известного швейцарца, а в глазах её жертв, строго говоря, — лишь её бледная, но страшная тень. Взгляд камеры предвзятый, но это ничего: война — это такая тема, когда тенденциозность не во вред.

В Архангельск войну в глазах жертв привезли делегаты из посольства Швейцарии во главе с генеральным консулом страны в Санкт-Петербурге Мишелем Файетта.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Последняя остановка

Отметим, что выставка «Война глазами жертв» путешествует по миру и по России с 2013 года, а до Архангельска добралась только сейчас. Кстати, как сообщила ИА «Регион 29» куратор культурных проектов посольства Алла Акчурина, это последняя гастроль экспозиции.

— Работа с регионами для нас в приоритете, — поведала Акчурина. — И вот сейчас пришёл момент, когда мы решили сделать какой-то культурный проект с Архангельском. Мы предложили эту выставку, потому что она, к сожалению, показывается в последний раз, после этого она будет уничтожена. Это нормальное стечение обстоятельств: выставки делаются на определённое время, а потом закрываются. Она просто будет закрыта, но мы решили, что начать работу с Архангельском было бы очень интересно именно с неё.

— А почему с неё?

— Мы считаем, что она, действительно, очень хорошо показывает Швейцарию. Это такой яркий образец швейцарского гуманитарного отношения к миру. Жан Мор — выдающийся художник. Он очень радуется, что выставка может путешествовать. И, собственно говоря, мы привезли экспозицию в Архангельск с его разрешения. Мы открыли её в рамках 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, и после этого уже возили по городам.

— Парадокс: выставка репрезентует Швейцарию, а на ней — не Альпы, а беженцы…

— Эти фотографии — свидетельство деятельности Международного Красного креста во всём мире. Ведь именно швейцарец Анри Дюнан стал предтечей Женевской конвенции. До этого все раненые и больные на фронтах продолжали лежать на поле боя, и только чудом могли остаться в живых. 

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

«Узнала я, как опадают лица…»

Прежде чем начать снимать страдания и надежду беженцев на камеру, Жан Мор насмотрелся на них своими собственными глазами, работая в Международном комитете Красного креста и Ближневосточном агентстве ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Это сделало его работы очень правдивыми: понимаешь, что человек по ту сторону объектива был в горячих точках не проездом.

Гуминистическая фотопеснь Мора об угнетении человеческого достоинства и величии духа разделена на четыре куплета: «В изгнании — портреты», «Диаспора детей», «Временные пейзажи» и «Жизнь продолжается». 

Наибольшее впечатление на милосердного зрителя предсказуемо производят, конечно, же детские трагедии. Это ведь классика — «слезинка ребёнка», которой ничего нет дороже, да и вообще, надо быть социопатом, чтобы не прочувствовать страдания слабого невинного человечка.

Хотя, стоит отметить, что нас лично в наибольшей степени поразили фотографии, которые как бы и не собирались шокировать, которые, если бы не какая-нибудь деталь, можно было бы принять за вполне мирные кадры. Вот, например, юная и прекрасная уроженка Уганды стоит в профиль и молится, или девочка играет на аккордеоне в греческом лагере беженцев.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.