Отметим, что по поручению самого Игоря Скубенко специально для такого случая в областном минобре заработала «горячая линия». Напомним, её номер — 8 (8182) 285 585.
На пресс-конференции, которая прошла 26 августа, накануне Дня знаний, журналисты ИА «Регион 29» задали вопрос министру:
— Насколько нам известно, в основном на «горячую линию» звонят по вопросам учебников. Тем не менее, каждый родитель знает: когда идёшь на собрание, по крайней мере, две тысячи рублей нужно взять с собой. Что с этим можно поделать?
В ответ Игорь Скубенко пояснил: слово «родительское» в данном случае — ключевое:
«Если на родительском собрании с вас педагоги требуют какие-то средства, это неправильно, наверное, это поборы. Но если родительским активом вы решаете добавить что-то помимо того, что может дать школа в рамках имеющегося финансирования, то я считаю, что это целевая поддержка, которая абсолютно в рамках закона. Такие виды добровольной помощи предусмотрены федеральным законом «Об образовании».
Никакой наличности
Но, вот, если требуют, отметил министр, — это, конечно, неправильно:
«Я всегда говорю, что наши педагоги должны быть ограждены от наличных денег, они не должны этим заниматься абсолютно. Если это инициатива родителей, — пожалуйста. Родители могут внутри себя организовать соответствующую отчетность: сколько на что потратили. Учителям и руководителям в этом участвовать не нужно. Для этого есть внебюджетные счета учреждений, куда, в принципе, может поступать целевая помощь от физических лиц, предприятий. Это приемлемо, но это должно быть официально, через отчётные документы, приходные ордера и так далее. Это всё подлежит отчётности и легко проверить. Это цивилизованный подход. Всё остальное — это неправильно».
По словам Скубенко, с момента открытия на «горячую линию» поступило около 30 звонков.
— Большинство из них касается как раз того, правильно ли поступает образовательное учреждение, предлагая сдать деньги на родительском собрании, — ответил глава регионального минобра. — Что касается учебников, вы не правы: по ним обращений нет, есть вопросы по рабочим тетрадям. Свою позицию по этому вопросу мы уже высказывали. Мы также разъяснили её на прошедших совещаниях с руководителями органов управления образования на августовской конференции.
Помогать, но добровольно
Наши коллеги, тем не менее, спросили министра, что делать, если родителей просят скинуться на ремонты классов.
— Я считаю, это правильно, когда родители подходят к этим вопросам творчески, — сообщил Скубенко. — Понятно, что школа ежегодно не сможет самостоятельно отремонтировать порядка 50 классов. Бюджет, прежде всего, выделяет средства на самые дорогостоящие ремонты: внешние работы и инженерную инфаструктуру, они в наших школах находятся в достаточно сложном состоянии. Я считаю, правильно, если родители помогают, но если это делается добровольно.
Заставлять — нехорошо, повторился министр и добавил:
«Необходимо просто конструктивно выстраивать взаимоотношения с руководством школ, находить точки соприкосновения, не доводить до конфликтов. Если это происходит, то можно судить о несостоятельности руководителя, который не может построить взаимодействие с родительским сообществом».
Так-то оно так, но никто ведь не говорит, что учителя и директора школ «выбивают» из родителей деньги. Родитель своему ребёнку — не враг: естественно, хочется, чтобы чадо училось в удобном комфортном классе, ходило по тёплому полу… А есть ведь ещё всевозможные фонды классов, из которых родительские деньги периодически уходят на всякие мелочи. Вот и носишь с собой на собрание эти пресловутые две тысячи.