31 августа в Архангельске будет праздноваться 75-летие прибытия в порт Архангельск первого союзнического конвоя — «Дервиш». Но есть ещё две летние даты — 28 июля и 1 августа, — которые имеют особое историческое значение для истории Архангельска, России и Великой Отечественной войны.

28 июля 1941 года в устье Северной Двины приводнился гидросамолет «Каталина» британских Королевских ВВС. На нём в СССР прибыл дипломатический советник президента США Гарри Гопкинс. 

— Он был милейшим человеком, лучшим другом Франклина Рузвельта, — рассказал профессор САФУ историк Михаил Супрун. — Я читал документы и у меня сложилось впечатление о Гопкинсе, как о человеке который был очень чист нравственно. Он был искренним человеком, никогда не врал, за что нравился Сталину. Гарри Гопкинс был очень порядочным, хорошим человеком, и он контролировал Рузвельта, подсказывал ему, как себя вести в той или иной ситуации, Куда бы его американский президент не посылал, Гопкинс всегда находил общий язык со всеми, может быть, благодаря своим качествам. 

Архангельск изначально для Гопкинса был перевалочной базой, уже через четыре часа посланник Рузвельта вылетел в Москву для встречи со Сталиным. Это был первый официальный визит в Советский Союз представителя демократических стран для координации совместных усилий по борьбе с гитлеровской агрессией.

Во время визита обсуждался главный вопрос — военная помощь СССР. Гопкинс предложил разделить военные поставки на две части: оперативную, которая может быть оказана уже в течение ближайших двух недель, и помощь, рассчитанную на все время войны.

«Безграничная решимость победить»

Больше всего Гопкинса поразила уверенность в победе всех русских, с которыми ему довелось встретиться.1 августа, перед отбытием в Архангельск посланник Рузвельта отправил в США телеграмму: «Я очень уверен в отношении этого фронта… Здесь безграничная решимость победить». В тот же день президент на заседании кабинета в категоричной форме потребовал скорейшего выполнения советских заказов.

Вернувшись из Москвы в Архангельск, Гопкинс встретился с командующим Беломорской военной флотилии адмиралом Михаилом Долининым и обсуждал вопросы безопасности транспортных конвоев.

На стол наркома ВМФ Николая Кузнецова легла телеграмма, отправленная Долининым: «…Гопкинс снова предупредил меня о большом потоке грузов, которые пойдут морем в Архангельск. Интересовался, можем ли мы обеспечить одновременную проводку двадцати транспортов в Белое море в зимнее время». Вечером 1 августа Гарри Гопкинс отправился из Архангельска в Великобританию.

— Удивительный человек! Он уже серьёзно болел, садясь в гидросамолет Гопкинс забыл свои таблетки от рака, Как он вытерпел 24 часа полёта? — поделился своими знаниями Михаил Супрун. 

31 августа на рейде Архангельска появился первый морской караван союзников — шесть английских транспортов с боевым сопровождением. Они доставили оборонные грузы, включая самолеты «Харрикейн». В английском адмиралтействе операция по проводке этого каравана получила наименование «Дервиш», позднее самому конвою присвоили литер PQ-0. Этот код произошел от инициалов офицера оперативного управления британского адмиралтейства, ведавшего проводкой конвоев в СССР, которого звали P. Q. Edwards.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.