Напомним, решение об объединении двух национальных парков было принято министерством природных ресурсов и экологии РФ в июне этого года. Обе особо охраняемые природные территории продолжат своё существование под единым брендом Кенозерского национального парка.
— Предстоит очень много работы. Сейчас идёт процесс реорганизации, он длительный — акты, инвентаризация, уведомления разных органов. Это займёт как минимум два-три месяца, — считает директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. — Пока я накапливаю сама к себе вопросы. Их очень много. С чего начать? Важно определить точки роста, чтобы не распасться на всю территорию и не ухватиться за все сразу.
Когда я приехала в Луду, у меня было ощущение, что попала в 90-е годы в Кенозерье. Нужно выработать стратегию хотя бы на пять лет, понять, куда и как мы будем двигаться.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской и Елена Шатковская. Фото Николая Гернета
— То есть «Онежское Поморье» для вас пока дополнительная головная боль?
— Оно и потом будет головной болью, может быть, основной. Пока действуют оба учреждения, оба выполняют госзадание, мы работаем по своему плану работ. Сейчас мне нужно думать, какая будет структура.
Самое главное — в обязательном порядке необходимо решить проблему с ловом рыбы населением, проживающим на территории «Онежского Поморья» и Кенозерского парка. Это касается всех охраняемых территорий, на которых люди осуществляют лов рыбы. Исконный народный промысел называют промышленным рыболовством, а потому в представлении московских чиновников это сейнеры, тралы и все что угодно. А это каждодневная жизнь, это образ жизни. Это традиционное природопользование, в том числе ради сохранения которого и создавались национальные парки.
Можно делать все, что угодно, но если не будут решены основополагающие, жизненно важные моменты, то все остальное бессмысленно. Люди должны жить достойно, не ломая ни себя, ни своих традиций, так, как привыкли жить испокон веков.
— На каком уровне должно быть принято решение?
— Речь идёт о принятии поправок в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», это решение Госдумы. Для этого необходимо получить поддержку государственно-правового управления президента. Уже многие согласны с тем, что запрет на лов рыбы — это ошибка. Но государственно-правовое управление президента пока поправку не пропускает.