В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/5
Регион
По дорогам Лешуконья. Путевые заметки

По дорогам Лешуконья. Путевые заметки

28.07.2016 18:41Николай КАРНЕЕВИЧ
Завершаем серию дорожных заметок из путешествия с «Архавтодором» по северо-восточным районам Архангельской области.

О Мезени и Пинежье мы уже рассказали, на очереди — Лешуконье.

От Архангельска до райцентра, села Лешуконского — 400 километров. Последние полторы сотни из них, от развилки на Мезень, воспринимаются как весёлая плясовая песня. Поворот, резкий спуск, мостик, подъём, снова поворот с отбойниками на обочине — вспоминаю, и даже сейчас голова слегка кружится, ведь ездят там довольно быстро.

Учитывая сложный рельеф правого берега реки Мезень, по которому проложена грунтово-гравийная трасса, её состояние удивляет качеством. Возможно, в будущем эту дорогу ждут изменения, сейчас происходящие с федеральной трассой М8 в Холмогорском районе: путь на Лешуконское, насколько позволит рельеф, выпрямят и уберут лишние перепады высот. А сейчас это, пожалуй, одна из самых красивых и комфортных гравийных автодорог Архангельской области.

Лешуконское: вновь переправа

До недавнего времени самым острым вопросом поездки на север области был финансовый. В среднем за проезд по каждой переправе нужно было выложить 500 рублей. Соответственно, расходы только на переправы при проезде в одну сторону из Архангельска до Мезени или Лешуконского составляли полторы тысячи рублей на одну машину.

Переправой из села Лешуконское через реку Мезень уже пятнадцать лет занимается один из местных предпринимателей. В частности, его организация отсыпала и сделала дорогу в речной пойме длиной более полутора километров, подготовила баржи для плавучего моста, который работает вот уже три года.

В последнее время муниципальная и областная власти провели большую работу, чтобы переправа стала бесплатной для населения. Что и произошло 18 мая этого года. Говорят, лешуконцы, не веря своему счастью, в первые дни бесплатного проезда катались по мосту несколько раз кряду, туда и обратно. Облегчённо вздохнули и лесопереработчики Мезени, которые везут лес на свои предприятия из Лешуконского района.

Сейчас по мосту проходит порядка тысячи грузовых и легковых машин в день. А расходы на содержание насыпной дороги и мостовых сооружений взял на себя областной бюджет — сумма в год составляет порядка десяти миллионов рублей. Образно выражаясь, все эти крупные цифры слегка теряют в значении на фоне головокружительных по величию и красоте обрывистых берегов Мезени.

Все эти крупные цифры слегка теряют в значении на фоне головокружительных по величию и красоте обрывистых берегов Мезени.Все эти крупные цифры слегка теряют в значении на фоне головокружительных по величию и красоте обрывистых берегов Мезени.

Продукты и проезд: почему остались дорогими?

Несмотря на то, что все переправы на автодорогах Мезенского и Лешуконского района стали бесплатными, продукты в магазинах не подешевели и не цена за проезд автотранспортом на междугородних и пригородных перевозках не снизилась. Ведь раньше, оправдывая дороговизну, предприниматели и перевозчики использовали в качестве аргумента платный проезд по мостам.

К слову, о продуктах. В Лешуконском наблюдал сцену, как в одном из двух одинаковых продуктовых магазинчиков, стоящих рядом, не было ни одного покупателя, а в соседнем — сразу человек пятнадцать. На вопрос к продавщице пустующего — почему такая разница, она ответила: «Так туда свежую продукцию уже завезли, а к нам — ещё нет. К нам привезут — и здесь тоже очередь будет».

Из ассортимента местных гастрономчиков больше всего удивляет присутствие полной линейки продукции архангельского хлебозавода (это же как далеко завозят!), при полном отсутствии местной выпечки. Странно. В Пинеге и Мезени есть местный хлеб, а в Лешуконском — то ли нет, то ли я его плохо искал.

Нас встречают деревянные кони, задумчиво глядящие сверху вниз с высоких шиферных и тесовых крыш.Нас встречают деревянные кони, задумчиво глядящие сверху вниз с высоких шиферных и тесовых крыш.

Романтика старины и бездорожья

До деревни Пылема и дальше, в сторону республики Коми раньше добирались по преимуществу воздухом и рекой: сообщение было регулярным, а билеты на самолёты и теплоходы — недорогими. Местную автодорогу до недавнего времени, вторя известному высказыванию, вернее было бы назвать «направлением». Судите сами: проезд — только летом, только по самой кромке реки Мезень (а местами и прямо по воде), и всегда — рискуя увязнуть даже на полноприводном транспорте. А этим летом берег подмыло, и часть грунтовой дороги просто осыпалась в реку. За коварным нравом быстрой и глубокой, диковатой реки не поспевает даже интернет: Google до сих пор показывает уже несуществующий проезд.

Новая дорога от Лешуконского на Койнас «забралась» уже на высокий мезенский берег, и проходит через леса и луга, соединяя редкие деревни. Сейчас на ней ведутся работы: отсыпают грунт, прокладывают водоотводные канавы. По этой, верхней, дороге, и добираемся до Пылемы, дремлющей в истории. Утром буднего дня нас встречают только деревянные кони, задумчиво глядящие сверху вниз с высоких шиферных и тесовых крыш. На обратном пути встречаем уже живого коня, точнее, кобылку, почему-то «индейского» окраса. А с высоких лесных угоров изредка открываются фантастические виды на широкую мезенскую пойму. 

Для местных жителей и туристов

Путь на Койнас, проходящий через Пылему, глава администрации Лешуконского района Александр Мартынов называет «дорогой жизни» для трёх поселений: Ценогорского, Койнасского и Вожгорского, где в общей сложности проживает более двух тысяч человек. Три средних школы, участковые больницы, дизельные электростанции — всё это для нормальной работы требует регулярного автомобильного сообщения, раз другой транспорт оказался не по караману.

Александр Мартынов отмечает:

«Необходимо, чтобы и сами жители могли добраться до райцентра, села Лешуконского. Основная связь была — только самолётом. Но цена билета сейчас — больше трёх тысяч рублей в одну сторону. Поэтому последние восемь лет мы проводим большую работу с дорожниками, и самые проблемные участки, большей частью, сделали. Оставшиеся участки дорожного строительства — это Пылемский луг и Пылемская гора. 

Возможно, в течение предстоящей зимы дорожники проведут там работы. Тогда уже и местные жители, и архангелогородцы смогут на обычных автомобилях доехать до Вожгоры и, при желании, уйти дальше в республику Коми. А пока здесь ездят только экстремалы: приверженцы „автотриала“, автотуристы, рыбаки — до 150 машин за лето приходит только со стороны Коми».

Интересно будет понаблюдать, как изменится динамика потока автотуристов из Архангельской области и других регионов России, когда дорога будет выстроена полностью. Ведь уже сейчас многие едут полюбоваться красотой природы Лешуконья.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.