Узнав о появлении нового проектного эскиза по возведению здания культурно-делового центра, журналисты ИА «Регион 29» решили уточнить у владельцев участка, финансовой группы «Двина-Инвест», детали проекта. Ниже приводим текст вопросов и полученные от инвесторов ответы.
Почему на указанном участке планируется строительство именно культурно-делового центра? Насколько такой центр востребован в Архангельске?
— В соответствии с градостроительным зонированием, цокольный этаж и земельный участок находятся в общественно-деловой зоне, где возможно капитальное строительство объектов делового, культурного, бытового, торгового и иного назначения.
Востребованность объекта — это задача инвестора, которую он решает самостоятельно. Мы считаем, что наш город Архангельск заслуживает, чтобы в нём был современный культурно-деловой центр (КДЦ), где будет большой аквариум, музей рыбы и туристско-информационный центр.
«Подставка для часов»
Есть ли у владельцев альтернативные варианты использования данного участка? Например, установка памятника Якову Лейцингеру: городскому голове, благотворителю, создателю архангельского трамвая, знаменитому фотографу и краеведу? Таким образом можно не перегружать участок и сохранить существующий сквер, каких в городе, особенно в центре, остаётся всё меньше.
— Собственники здания и земельного участка рассматривали различные варианты реконструкции цокольного этажа бывшего торгового дома и решили построить культурно-деловой центр. Вместе с центром будет восстановлен один из памятных символов Архангельска — городские часы, которые располагались на пересечении улицы Поморской с проспектом Павлина Виноградова (ныне Троицким проспектом) рядом с двухэтажным торговым домом.
Памятник Якову Лейцингеру — хорошая идея. Здание КДЦ не выходит за границы цокольного этажа и никак не нарушает территорию сквера. Более того, предусмотрено благоустройство сквера, возможно, и установка памятника.
Морские рыбы в «историческом» здании
Действительно ли новый проект отражает характерные для застройки Архангельска черты? Или это, скорее, общая стилизация под «старую архитектуру»?
— Новое решение отражает характерные для застройки центра Архангельска конца XIX — начала XX веков архитектурные мотивы. И здесь следует учитывать архитектуру соседних исторических зданий: музея Писахова, усадебного дома Плотниковой, старинного особняка на набережной, музея художественного освоения Арктики имени Борисова. Мы готовы к обсуждению нового проекта культурно-делового центра в профессиональной архитектурной среде в формате градостроительного совета.
Насколько реально устроить в культурно-деловом центре большой аквариум с северными морскими рыбами?
— Современные аквариумные системы, правильное использование технологии и соответствующий уход позволят воплотить нашу идею. Мы практики и созидатели, поэтому не сомневаемся в том, что уже работает и приносит радость людям.
Проект доработают
Автор нового эскиза, молодой архангельский архитектор Илья Третьяков, пояснил, что его разработка - недавняя, создана уже после апрельского заседания градостроительного совета Архангельска.
Илья — сотрудник проектной организации, в которой им, по заданию главного инженера, был сделан эскизный проект. Лично с заказчиками архитектор не общался. Тем не менее, в проекте учтены их пожелания, а также мнения главных инженера и архитектора проектной организации.
Илья пояснил:
«Выполняя задание, я старался применить стилистические особенности русского модерна конца XIX — начала XX веков, представленные в сохранившейся исторической застройке нашего города. Задачей стояло аккуратно вписать здание в окружающую застройку, чтоб оно не вызывало внутреннего диссонанса у горожан. Насколько это получилось — решать не мне. Отмечу, что эскизный проект создавался в кратчайшие сроки, и, конечно же, отражает лишь общий принцип. В случае принятия проект безусловно будет „доводится до ума“, дорабатываться».
От ответа на вопрос, надо ли в принципе застраивать данный участок, Илья воздержался, резонно сославшись на то, что не может влиять на решение вопроса. Лишь напомнил, что на этом участке перекрёстка Троицкого и Поморской раньше находилось несколько деревянных зданий, и воссоздавать их копии неактуально. Строительство культурно-делового центра, по мнению Ильи, не означает вырубку берёзового сквера, в отличие от музейной пристройки-фондохранилища.
Вариант пристройки к музею
Примечательно, что бывший главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскорский ничего не знал о новом эскизе постройки на перекрёстке Троицкого и Поморской. Зато он сообщил, что знает о проекте по сооружению музейного фондохранилища - пристройки к зданию музея художественного освоения Арктики имени Борисова.
В государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» подтвердили существование проекта. При этом сроки начала работ пока неизвестны.
Пристройка планируется настолько большой, что, если будет воздвигнута, «придвинется» к существующему на участке цокольному этажу почти вплотную. Что, в свою очередь, не позволит ничего построить сверху цокольного этажа. Единственное, что останется делать в таком случае — благоустроить существующий на площадке подвал, соорудив над ним большой стеклянный колпак с подсветкой, отметил Дмитрий Яскорский.
«Гонка проектов»: кто первый, тот и прав?
Итак, на сегодня по застройке площадки на перекрёстке есть два претендента: музейное объединение и финансовая группа. По мнению Дмитрия Яскорского, своеобразной «гонки проектов» — кто первый построит, на этом участке быть не может. Инициатива музейного объединения имеет федеральное значение — ему и отдаётся первенство, безоговорочно.
Но кто его знает? Построили же в Архангельске за последние годы несколько зданий без соответствующих разрешений.
Ясность в ситуацию может внести градостроительный совет Архангельска. Когда именно состоится заседание совета, на котором его участники вернутся к обсуждению ситуации на перекрёстке Троицкий-Поморская, пока неизвестно. Зато велика вероятность, что обсуждение вопроса будет довольно эмоциональным.