Сегодня в России — траур по жертвам теракта в «Крокус Сити Холле»
Экономика
​Несколько наивных вопросов об «автобусной» реформе

​Несколько наивных вопросов об «автобусной» реформе

19.07.2016 20:20Роман КРЕПИН
Первая же реакция перевозчиков на новые правила игры показала реальное положение дел на транспортном рынке региона.

Локальный транспортный коллапс, случившийся на автобусном маршруте «Новодвинск–Архангельск» в начале недели, обнаружил две любопытные вещи.

Во-первых, надежда на «авось пронесёт» больше не работает. Во-вторых, власть, сохраняя твёрдость позиции в отстаивании безопасности пассажирских перевозок, готова на диалог с так называемыми «нелегалами» — диалог во имя удобства пассажиров прежде всего. А теперь — подробнее.

Что случилось-то?

С 15 июля текущего года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которыми серьёзно ужесточена ответственность за нарушение правил пассажирских перевозок — например, отсутствие у перевозчика маршрутной карты, договора аренды транспортного средства и так далее.

Как правило, такими нарушениями грешат так называемые «нелегалы». Вот они-то и не вышли на регулярные маршруты, спровоцировав позабытые уже большинством пассажиров неприятности в виде долгого ожидания на остановках и битком набитых салонов в час пик.

Как было прежде? Ответственность на нарушения правил пассажирских перевозок существовала и раньше. Однако размер штрафа (копеечный, по сути) позволял сводить концы с концами и не утруждать себя получением необходимых документов и лицензий. Ну и предоставлять услуги пассажирам, перетягивая пассажиропоток у легальных перевозчиков.

В чем подвох? Собственно, только в одном: присутствие на маршруте нелегалов снижало рентабельность легальных перевозчиков. Зачем выводить на линию современный автобус большой вместимости, если «его пассажиров» заберут маршрутки «нелегалов»? Деньги нынче приучены считать все — что ООО, что МУПы. И вместо потребных, условно, 15 больших автобусов, на линию выходили пять или десять. Остальных пассажиров увозили «нелегалы». И как только они отказались выходить на маршрут, объявив своеобразную «итальянскую забастовку», коллапс и случился. Количество-то пассажиров не изменилось.

Шантаж и провокация

Демарш «нелегалов» очень похож на осознанную попытку оказать давление на власть. Пусть и через разгневанных потребителей услуг. Ожидаемое вступление в силу поправок в законодательство анонсировалось заблаговременно, возможность получить необходимые документы была у всех. Поэтому ссылки на «неожиданную напасть» не принимаются. И попытка давления явно не удалась. Менять закон никто не будет — все-таки безопасность пассажиров важнее всего остального. 

Вместе с тем, надо отдать власти должное — для наведения порядка выбрана все же середина лета, период каникул и отпусков, когда пассажиропоток намного слабее, чем в осенне-зимний период.

Кому выгодно? Ответ однозначный — никому. Ни пассажирам, им надо ехать. Желательно, с комфортом. Ни самим нелегальным перевозчикам. Держать на приколе автобус — это значит просто терять деньги. Стоящий в гараже транспорт прибыли не приносит. А ведь как правило маршрутка куплена в кредит или взята в лизинг, платить надо регулярно.

Что дальше? Дальше, судя по всему, диалог. Во всяком случае, уже в понедельник в мэрии Новодвинска прошла встреча главы города Сергея Андреева и заместителя министра транспорта области Николая Жиркова с теми самыми «забастовщиками».  Там-то и прозвучало предложение о сотрудничестве между перевозчиками. Формат такой кооперации может быть различным — товарищество, некоммерческое партнерство, субаренда. А в дальнейшем легализация, в том числе через участие в конкурсных процедурах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.