В Архангельской области водителей проверят на трезвость
ЖКХ
Падающие лифты Архангельска

Падающие лифты Архангельска

30.06.2016 09:43Марина ЛЕДЯЕВА
С 2013 года эти опасные объекты толком не контролируются, а обслуживать их может любой желающий.

С февраля по апрель вся страна скрупулёзно проверяла лифтовое хозяйство. На его масштабную ревизию сподвигла январская трагедия в московском жилом комплексе «Алые паруса», где из-за обрушения кабины лифта погибла женщина.

О проблеме тогда говорили все. Звучали пугающие цифры. Архангельская область оказалась в печальном списке лидеров по числу лифтов, отслуживших предельный срок — 25 лет. По данным министерства строительства и ЖКХ, у нас таких больше 70 процентов. Отмечалось, что на новые не хватит никаких денег ни у региона, ни тем более у самих жильцов.

Но проверки отшумели — и всё стихло. Лифты у нас остались те же, и мы по-прежнему на них ездим.

А на днях появился повод взбодрить тему: по сообщению ИА «Беломорканал», 13 июня в архангельской девятиэтажке на проспекте Дзержинского, 25, корпус 2 лифт с тремя мужчинами сорвался и пролетел три этажа, прежде чем сработали механизмы торможения.

Так стало ли безопаснее пользоваться лифтом после всех проверок? Быть может, на проблему уже пора взглянуть с другой стороны? Не ждать новых лифтов, а учиться жить со старыми?

«Обычное застревание»

— В вашем доме на прошлой неделе лифт сорвался и пролетел три этажа. В каком подъезде, не знаете?

Как ни странно, бабушки на лавочках во дворе дома на Дзержинского о ЧП не слышали. Звоню диспетчеру по лифтам, телефон которого указан на доске в подъезде. Сначала диспетчер вообще отрицает какие-либо вызовы по этому адресу в июне. Но затем перезванивает:

— Да, было два вызова в пятый подъезд — 13 и 16 июня. Ничего страшного — обычное застревание.

— А застрявшие действительно три этажа пролетели?

— Так ловители же сработали. Вы позвоните прорабу Алексею Владимировичу, он лучше расскажет.

Прораб ООО «Северлифт», которое обслуживает лифты в этом доме, рассказал:

— Никакой неисправности не было. Был перегруз. Трое мужчин приличного веса ехали и застряли. Все устройства безопасности сработали. Мы всё проверили, профилактику провели — лифт в порядке.

— А почему он падал с пятого этажа до второго?

— Лифт не может падать. У него с другой стороны кабины установлен противовес, который тяжелее. А что там в Интернете пишут, я не знаю. Лифты каждую неделю так застревают — что ж теперь, обо всём писать?

Тот самый лифт выглядит изрядно потрёпанным жизнью: в закрытых дверях — щель, в кабине полумрак, всюду надписи, при открывании устройство дребезжит и слегка трясётся. Прокатиться на нём что-то не захотелось. С другой стороны, в Архангельске многие лифты такие. Может, с этим экземпляром действительно всё в порядке, как говорит прораб. Но почему тогда он ломался дважды за несколько дней? Ведь диспетчер упомянула ещё второй вызов на этот же лифт 16 июня.

13 июня в девятиэтажке на проспекте Дзержинского, 25, корпус 2 лифт с тремя мужчинами сорвался и пролетел три этажа, прежде чем сработали механизмы торможения.13 июня в девятиэтажке на проспекте Дзержинского, 25, корпус 2 лифт с тремя мужчинами сорвался и пролетел три этажа, прежде чем сработали механизмы торможения.

Проверили и привлекли

После трагедии в Москве Госжилинспекция по Архангельской области сделала запрос во все управляющие компании: как эксплуатируются лифты? Именно УК заключают договоры с организациями, которые занимаются обслуживанием лифтового хозяйства.

У 29 компаний были выявлены нарушения, в том числе такие серьёзные, как непроведение оценки соответствия лифтов, которые работают четверть века и дольше.

Своевременное устранение нарушений контролировали уже органы Ростехнадзора.

— К некоторым управляющим компаниям пришлось принимать административные меры, — рассказывает Валерий Тропников, заместитель начальника отдела промышленной безопасности Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора. — Где-то не была оформлена страховка, а лифты как опасные объекты подлежат страхованию. Где-то сразу 58 лифтов эксплуатировались без оценки соответствия специализированной организацией и технического освидетельствования. Материалы на двух юридических лиц направлены в суд, решения по ним ещё не вынесены.

А может ли вообще лифт работать дольше положенного ему 25-летнего срока? По словам Валерия Ивановича, очень даже может:

— Специализированная организация должна провести оценку соответствия такого лифта и дать заключение. Если всё в порядке, его эксплуатацию продлевают ещё на три года. Так и живут лифты, выпущенные в 70-80-х годах прошлого века. Я не знаю случаев, чтобы специалисты осмотрели лифт и сказали, что эксплуатировать его вообще нельзя.

Просто опасные объекты

Но в элитном жилом комплексе «Алые паруса», где случилось ЧП, лифты как раз новые. Что с ними может быть не так? Оказывается, с 2013 года Ростехнадзор не участвует в приёмке новых лифтов, этим занимаются только монтажники и владельцы. Не стало строгого контроля за лифтовым хозяйством и на стадии эксплуатации.

— В 2013 году были отменены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов в связи с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза, — объясняет Валерий Тропников. — А этот документ не охватывает весь круг вопросов, касающихся эксплуатации лифтов. Прежде мы вели их строгий учёт, регламентом он не предусмотрен. Нет сейчас и конкретных правил эксплуатации, не обозначены чёткие требования к обслуживающим организациям, к их персоналу. Ростехнадзор неоднократно поднимал этот вопрос, и сейчас готовится постановление правительства РФ, в котором будет определён порядок использования лифтов, платформ для инвалидов и эскалаторов.

Пока же техобслуживанием подъёмников может заниматься любая организация, имеющая в штате электромеханика по лифтам. Готовят таковых на учебном комбинате, где дают только теорию. А в идеале, по мнению представителя Ростехнадзора, обучать их должны на заводе-изготовителе.

И вот бизнесмен создаёт ООО, арендует помещение, нанимает того неопытного механика и диспетчера — вуаля, можно зарабатывать. Ни собственной базы, ни аварийной службы, ни автотранспорта (на аварийные вызовы механик ездит на такси). В Архангельске обслуживанием лифтов занимаются порядка десяти фирм, из которых лишь пара-тройка работают на этом рынке давно и серьёзно.

Разработаны, правда, ГОСТы, определяющие требования к пуску и эксплуатации лифтов, но они применяются на добровольной основе. Что это такое для нашего бизнеса — объяснять не нужно.

Ещё один важный правовой момент: до 2013 года лифты входили в реестр опасных производственных объектов и курировались соответствующим Федеральным законом. Теперь это просто опасные объекты, и требований к ним гораздо меньше.  

Наконец, проверять управляющие компании на предмет состояния лифтов Ростехнадзор нынче вправе только по жалобам граждан, в которых сообщается об угрозе жизни и здоровью: забота о малом и среднем бизнесе.

Диспетчер молчит, лампа не горит? Жалуйтесь!

Если лифт вызывает подозрения, не стесняйтесь обращаться в управляющую компанию. Какие признаки должны встревожить?

— Прежде всего в кабине должна быть двусторонняя связь с диспетчером, — перечисляет представитель Ростехнадзора. — Освещение кабины — тоже обязательное условие. Двери в шахту должны нормально открываться и закрываться. Если случайно что-то зажали — руку или сумку, а двери не возвращаются в исходное положение, это неисправность. Уплотнения оторваны, в обрамлении есть зазоры, в щель между створками видно шахту лифта — обращайтесь в управляющую компанию, лучше письменно. И конечно же, нельзя молчать при более серьёзных проблемах — тряска, вибрация кабины, частые поломки лифта. 

Когда управляющая компания не реагирует на жалобы или присылает отписки, а ситуация не меняется, надо жаловаться уже в надзорные органы. Если причина кроется в обслуживающей организации, УК может её сменить.  

Информация о ЧП с лифтом на проспекте Дзержинского в Ростехнадзор не поступала. Но Валерий Иванович прокомментировал саму вероятность свободного падения:

«Лифт — устройство в принципе несложное. При этом его система безопасности включает более сорока различных устройств. В случае обрыва канатов кабина ставится на механические ловители, а не летит с девятого до первого этажа. Правда, торможение будет довольно жёсткое. Но в техническом регламенте Таможенного союза предусмотрен переход на систему плавного торможения до 2020 года».

То есть лифты не падают, если за ними хорошо смотрят. Очень многое в этом жизненно важном вопросе зависит от человеческого фактора, подытожил специалист.

909 лифтов за 27 лет 

Напоследок — несколько цифр. Как сообщили в правительстве Архангельской области, в рамках региональной программы капремонта общего имущества многоквартирных домов запланирован ремонт 909 лифтов. Программа рассчитана до 2043 года. 

В рамках краткосрочного плана капремонта в текущем году обещают отремонтировать целых три подъёмника. 

В 2015–2016 годах капитально отремонтированы два лифта в многоквартирном доме, жильцы которого вносят плату за капремонт на его специальный счёт.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.